У нас за робостью лица
Скрывается иное.
Мы непокорные сердца.
Мы молоды. Нас трое.
Мы за уроком так тихи,
Так пламенны в манеже.
У нас похожие стихи
И сны одни и те же.
Служить свободе — наш девиз,
И кончить, как герои.
Мы тенью Шиллера клялись.
Мы молоды. Нас трое.
Анализ стихотворения «Тройственный союз» Цветаевой
Произведение «Тройственный союз» Марины Ивановны Цветаевой входит в сборник «Волшебный фонарь».
Точная датировка стихотворения неизвестна, в любом случае, оно создано не позднее начала 1912 года. Позади учеба в гимназии, изданы первые стихи, произошло знакомство с М. Волошиным, А. Герцык. Жанр – ода юности и революции, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, 3 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Кого или что имеет в виду поэтесса под «союзом»? Известно, что она была особенно близка душевно с мужем и дочерью, однако последняя к моменту выхода сборника в свет еще не родилась. Исходя из контекста всего сборника, можно предположить, что за строчками скрываются действительно, она сама, С. Эфрон, а также третья – ее сестра Анастасия. Впрочем, в стихотворении есть отсылка к гимназическому прошлому (да и сам раздел книги называется «Дети растут»), в котором могла быть некая подруга, скажем, Валя Генерозова. Есть версия, что здесь имеется в виду В. Нилендер – ее старший друг и первая романтическая любовь, переводчик. Если же не воспринимать стихотворение буквально, то на месте третьего мог очутиться и Наполеон, ставший наваждением ее юности. Кстати говоря, название – еще и отсылка к военному блоку тех лет, которому Россия противостояла позднее в Первой Мировой войне. «За робостью лица»: в те годы героиня была на пороге взрослой жизни. Многое было еще не сказано, не сделано, не написано. Молодость соединена с непокорностью, сила – в дружбе. «За уроком так тихи»: внешний наблюдатель не догадается о бурях в душе героини. Затем контраст: пламенны в манеже (имеется в виду конный). Такое типичное для ее стихов «я» полностью заменено на «мы». «Похожие стихи»: одаренность, действительная или чуть-чуть воображаемая. «Сны те же»: сновидение – один из главных символов в творчестве поэтессы. Схожесть снов – знак родства. В заключительной строфе – старый девиз почти любой молодости. Геройство – путь, которым она собиралась идти. «Тенью Шиллера»: выражение можно считать идиомой. Клятва – элемент дружбы. Здесь автор почти обошлась без своих привычных тире. Нет и восклицательных знаков, есть только убежденная интонация. Композиция кольцевая, несколько лексических повторов, эпитетов, сравнение, метафора, анафора, эпифора, звучащие как заклинание.
Романтическое стихотворение «Тройственный союз» М. Цветаевой – ее юношеский манифест.