Что толку жить!.. Без приключений
И с приключеньями – тоска
Везде, как беспокойный гений,
Как верная жена, близка;
Прекрасно с шумной быть толпою,
Сидеть за каменной стеною,
Любовь и ненависть сознать,
Чтоб раз об этом поболтать;
Невольно узнавать повсюду
Под гордой важностью лица
В мужчине глупого льстеца
И в каждой женщине Иуду.
А потрудитесь рассмотреть –
Всё веселее умереть.
Конец! Как звучно это слово,
Как много – мало мыслей в нем;
Последний стон – и всё готово,
Без дальних справок – а потом?
Потом вас чинно в гроб положат,
И черви ваш скелет обгложут,
А там наследник в добрый час
Придавит монументом вас.
Простит вам каждую обиду
По доброте души своей,
Для пользы вашей (и церквей)
Отслужит, верно, панихиду,
Которой (я боюсь сказать)
Не суждено вам услыхать.
И если вы скончались в вере,
Как христианин, то гранит
На сорок лет, по крайней мере,
Названье ваше сохранит;
Когда ж стеснится уж кладбище,
То ваше узкое жилище
Разроют смелою рукой…
И гроб поставят к вам другой.
И молча ляжет с вами рядом
Девица нежная, одна,
Мила, покорна, хоть бледна;
Но ни дыханием, ни взглядом
Не возмутится ваш покой –
Что за блаженство, боже мой!
Анализ стихотворения «Что толку жить без приключений» Лермонтова
Произведение «Что толку жить без приключений» было обнародовано на страницах «Русской старины», уже после смерти автора.
Стихотворение относится к 1832 году. Поэт отправил его в письме Марии Лопухиной. Она была ему как старшая сестра, наставница. Хотя и не одобрила любовь юноши к ее сестре Вареньке. А любовь была настоящая, на всю жизнь. Мария хочет быть хранительницей стихов поэта, избравшего военную карьеру, тот соглашается. И отправляет ей среди прочих и «Что толку…». Оно написано пушкинской онегинской строфой. Настроение дерзкое, язвительное. Лирический герой – сам молодой автор.
Тема: скука жизни. Идея: смерть еще скучнее. Первая строчка обманчива: без приключений толку нет, и с ними – тоже. Чтобы узнать людей, герой был в гуще жизни. Но в «шумной толпе» нет ни родственной души, ни настоящих мыслей, чувств. Он не прочь умереть, но и в смерти нет ни величия, ни тайны. Одни черви и показная печаль наследников. И память о человеке от силы лет на сорок, пока различимо его имя на памятнике. А дальше поверх взгромоздят гроб кого-нибудь еще. «Девицы нежной», например. Вроде и приятно, а толку никакого. Вот уж «блаженство», врагу не пожелаешь! В общем, делать нечего, герой выбирает жизнь, где хотя бы можно посмеяться. И писать стихи. В том числе, и о скуке.
Среди выразительных средств в стихе особенно много эмоциональных риторических восклицаний («конец!» и другие). Есть и один риторический вопрос («а потом?»). Ряд перечислений, повторов, противопоставлений (любовь-ненависть, много-мало). Яркие сравнения тоски с гением и женой. Вводные словечки (верно, по крайней мере), просторечная лексика, ряд отрицаний, пара многозначительных умолчаний (многоточий).
Лермонтов предъявляет к жизни и смерти куда больше требований, чем «толпа». В стихотворении «Что толку…» он высмеивает пустоту, лицемерие, двоедушие.