«Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»
Отвернулась печальной и гибкой…
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.
А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель…
И приду к ней, скажу: «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко — не плачь, дорогая,—
Знать, что ты отравила меня».
Анализ стихотворения «Отравленный» Гумилева
Творчество Николая Степановича Гумилева к 1911 году претерпело ряд изменений: символизм больше не соответствовал его взглядам на искусство, требовалось создать новое, реалистичное направление, наполненное лирикой повседневности.
Стихотворение написано в 1911 году. Опубликовано в сборнике 1912 года «Чужое небо». Его автору 25 лет, он женат на молодой поэтессе Анне Андреевне Ахматовой. В эту пору он создает вместе с единомышленниками «Цех поэтов», начинает отход от эстетики символизма к гуманизму акмеизма.
По жанру — любовная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной рифмой, 6 строф. Рифмы открытые и закрытые, мужская и женская чередуются. Лирический герой — маска самого автора. Композиционно состоит из 3 частей, связанных сквозным сюжетом: в первой разлюбившая героиня решается на злодеяние. Оба знают, что происходит, но никто не хочет остановиться. Во второй части герой живо, до дрожи, представляет в лицах, как придет вести почти светскую беседу с отравительницей, в третьей — он утешает и прощает ее.
«Отравленный» будто полемизирует со стихотворением того же года А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…». В начале века подобные причудливые истории про яды и роковую любовь были нередки в массовом искусстве, достаточно упомянуть ранние вещи М. Метерлинка и Г. Майринка.
Лексика возвышенная и нейтральная. Прямая речь усиливает визуальную сторону происходящего. Обращение «дорогая» подчеркивает чувства героя и его почти добровольное согласие на такой страшный выход из тупика их отношений. Горечь выражена с помощью повторов: ты совсем, я знаю, я выпью, кошмары, далеким, рая. Ирония сквозит в восклицании «ах!» Эпитеты: снеговая, смертельный, золотой.
«Печальными» называет поэт обоих действующих лиц. У него есть грустная уверенность в том, что ему, отравленному, суждено попасть в рай. Он словно успокаивает заплакавшую героиню, будто говорит, что не сердится на нее… Интересно, что только в последней строке раскрыта тайна этого вечера за бокалами вина. Герой все еще медлит и чего-то ждет, представляет дальнейшее развитие событий, но решение он уже принял: я выпью с улыбкой все налитое ею вино.
Радости и беды семейной жизни Н. Гумилева и А. Ахматовой отобразились в их творчестве. Экстравагантное стихотворение «Отравленный» Н. Гумилева вошло в золотой фонд любовной лирики Серебряного века.