«Натко медку! с караваем покушай,
Притчу про пчелок послушай!
Нынче не в меру вода разлилась,
Думали, просто идет наводнение,
Только и сухо, что наше селение
По огороды, где ульи у нас.
Пчелка осталась водой окруженная,
Видит и лес, и луга вдалеке,
Ну и летит, — ничего налегке,
А как назад полетит нагруженная,
Сил не хватает у милой. Беда!
Пчелами вся запестрела вода,
Тонут работницы, тонут сердечные!
Горю помочь мы не чаяли, грешные,
Не догадаться самим бы вовек!
Да нанесло человека хорошего,
Под благовещенье помнишь прохожего?
Он надоумил, христов человек!
Слушай, сынок, как мы пчелок избавили:
Я при прохожем тужил-тосковал;
„Вы бы им до суши вехи поставили“, —
Это он слово сказал!
Веришь: чуть первую веху зеленую
На воду вывезли, стали втыкать,
Поняли пчелки сноровку мудреную:
Так и валят и валят отдыхать!
Как богомолки у церкви на лавочке,
Сели — сидят.
На бугре-то ни травочки,
Ну, а в лесу и в полях благодать:
Пчелкам не страшно туда залетать.
Всё от единого слова хорошего!
Кушай на здравие, будем с медком.
Благослови бог прохожего!»
Кончил мужик, осенился крестом;
Мед с караваем парнишка докушал,
Тятину притчу тем часом прослушал
И за прохожего низкий поклон
Господу богу отвесил и он.
Анализ стихотворения «Пчелы» Некрасова
«Пчелы» Николая Алексеевича Некрасова – одно из немногих стихотворений, которое сам поэт адресовал детям. Впервые напечатано в журнале «Отечественные записки».
Стихотворение датируется мартом 1867 года. К этому времени журнал поэта «Современник» уже был закрыт властями за революционность. Н. Некрасов лишился не только его, но и звания истинного демократа: в попытках спасти издание он писал верноподданнические стихи. Впрочем, вскоре он возглавил «Отечественные записки», где вел куда более осторожную редакционную политику. Однако все эти бурные события не помешали поэту как раз в марте вышеуказанного года отправиться в европейское путешествие. В жанровом отношении – притча, рифмовка трех видов: парная, перекрестная, охватная, 6 строф. В основе стиха, вероятно, случай из жизни издателя А. Погосского, знакомого поэта. Автор вводит новаторского для детской поэзии тех лет героя – крестьянина. Причем, поэт самоустраняется до финала из повествования, дает место живейшему общению между тятей и сынком. Необычен и драматизм сюжета, и сугубо житейская тема сотрудничества людей и пчел. Впрочем, есть в стихе и много традиционного: ласковый тон с множеством уменьшительных словечек, чудо спасения и счастливый конец истории, ее занимательность и христианское обрамление. Речь мужика народная, яркая, просторечия (натко, тужил, валят) перемешаны с трогательными эпитетами (перифразами) в адрес пчелок: работницы, сердечные, богомолки. История начинается с угощенья ребенка, а заканчивается благодарностью Богу и доброму советчику. Выход из ситуации был подсказан простой: пчелы с взятком не утонут в разлив, если на их пути в воде расставить вешки, где насекомые могут отдохнуть, как следует. Стихотворение переполнено вопросами и восклицаниями, реалистичными деталями пейзажа, есть и эпитет (сноровку мудреную), и сравнения, инверсия (поняли пчелки, отвесил он), эмоциональные приставочные глаголы (втыкать, запестрела, прослушал). Повторы: тонут. Перечисления, глагольность, обращения в повелительном наклонении: кушай, послушай. Парентеза (обращения и вводные слова): сынок, грешные. Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах: травочки, медком, парнишка, лавочке.
Стихотворение «Пчелы» Н. Некрасова – воспитательная и колоритная зарисовка из крестьянской жизни, предназначенная для детского чтения.