Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!
Анализ стихотворения «Прости» Некрасова
Трудные отношения Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Яковлевной Панаевой – основа любовной лирики поэта на протяжении многих лет.
Стихотворение написано 1856 году. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он известный литератор с широкими демократическими взглядами, издатель журнала «Современник». На эти же годы приходится тяжелая болезнь писателя. С Авдотьей Панаевой он к этому времени знаком довольно давно. Эта запутанная, иногда мучительная для всех сторон (женщина была замужем) история тянулась много лет. Несколько раз они были на грани разрыва отношений. Особенно надломила поэта смерть их маленького сына. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с парной рифмовкой, 2 строфы. Лирический герой – сам автор. Композицию можно разделить на 2 части: нынешнее положение дел, крушение, усталость, разочарованье. И прошлое счастье. Начинает герой с патетического восклицания, давшего название всему стихотворению. У его обращения повелительное наклонение, он убеждает героиню последовать его советам.
Настойчивый рефрен «не помни», возглавляющий строку, прячущийся в ее середине, держит на себе целую гроздь негативных эмоций: паденье, тоска, озлобленье, унынье. Видимо, страстные натуры участников этой истории порядком портили эти отношения. Вторая строфа начинается с «но». Ведь «бури и слезы» — это еще не все. В первой же строке появляется слово «любовь». Поэт утверждает, что этот путь они «свершали бодро». Он подчеркивает местоимение «мы». Завершается произведение призывом благословить эти годы. Он обещает не забыть это чувство, о том же просит и героиню. Само расставанье даже не обсуждается. Он лишь просит простить его за появленье в ее жизни. Н. Некрасов заявляет, что радость была, несмотря на скандальность их положения, осуждение общественности, упреки друзей. Прощается почти назидательно, будто он гораздо старше, чем был на самом деле. Кто знает, могло ли понравиться такое стихотворение его, как он уже считал, бывшей возлюбленной? Впрочем, общеизвестно, что они не разошлись. Только овдовев, А. Панаева уходит от поэта. В завещании Н. Некрасов оставил ей часть своих средств. Четверостишия переполнены перечислительной градацией. Противопоставление «дней» из первой строфы и из второй. Эпитеты: ласково, бодро. Метафора: любви светило.
«Панаевский цикл» Н. Некрасова – портрет любимой женщины в развитии, исследование женской психологии, погружение в мир чувств.