Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю — здесь не страдать мудрено.
С окружающей нас нищетою
Здесь природа сама заодно.
Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;
Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо… Хоть плачь!
Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам — железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.
Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Провезли — там уж ждут палачи.
Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут за город: будет дуэль.
Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.
Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит…
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.
Дворник вора колотит — попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел — кто-то покончил с собой.
Анализ стихотворения «Утро» Некрасова
В поздней лирике Николая Алексеевича Некрасова обличительный пафос достигает крайней точки. Отвращением и возмущением переполнены и строки стихотворения «Утро».
Стихотворение написано то ли в 1872, то ли в 1873 году. Его автору в эту пору исполнился 51 год, он поглощен работой по искоренению пороков в обществе, сатирически изображает просчеты власти, недостатки порядков, заведенных в тогдашней России. По жанру – гражданская лирика социального протеста, по размеру – трехсложник с перекрестной рифмовкой, 9 строф. Лирический герой – сам поэт, наблюдающий жизнь. Стихотворение построено на обращении к женщине. Интонация взволнованная, временами даже чуть озлобленная. «Ты грустна»: безымянная героиня, собеседница, появляется только в 1 строфе. Поэт с жаром отвечает ей: с нищетою здесь природа заодно. Вторая и третья строфы – почти ожесточенное, безрадостное описание сонной, мирной, бестолковой, по мнению поэта, жизни: унылы и жалки пастбища, крестьяне пьяны, в их хозяйстве одни клячи, небо мутное. «Хоть плачь!» Далее поэт обращается к язвам больших городов. Небо и там не краше, да еще дополнительно расстраивает нервы скрежет по мостовой железной лопаты. Между тем, «начинается всюду работа». Первыми, как водится, выходят палачи на площадь. Уж ведут к ним какую-то жертву. Следом объявляется пожарная тревога. Озябшая проститутка спешит домой, мимо еду стреляться офицеры. «Торгаши просыпаются дружно»: узнаваемая картина. Понятно, что в голове у них одна мысль: обвесить, обсчитать. «Чу!» Этим издевательским старинным возгласом герой привлекает внимание читателя к новой ужасающей проблеме: наводненье столице грозит. Рядом хоронят какое-то важное лицо. В подворотне дворник сражается с вором. Ведут обреченных гусей на убой. Наконец, «в верхнем этаже» выстрел. Кто-то свел с жизнью счеты. И неудивительно, убежден герой, ведь так жить нельзя. Готового рецепта он не предлагает, но такая жизнь ему кажется хуже смерти. Нетрудно заметить, что его обличение сгодится и для большинства стран мира того времени. Поэта снедало желание быть полезным обществу, однако он видел, что общество не подготовлено к каким-либо преобразованиям. Предчувствие крушения этого мира, болезненная жажда хоть одним глазком заглянуть в то самое светлое будущее, которое видится передовым и прогрессивным членам русского общества. Поэт изображает картину века в целом, а не только 1870-х годов. Эпитеты: позорную, унылы, жалки. Инверсия: возвестили пожар, грянули пушки.
Деревня и город в произведении «Утро» Н. Некрасова пронизаны символами преступной, бездеятельной жизни.