С моста идет дорога в гору.
А на горе — какая грусть!-
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь.
Былая Русь! Не в те ли годы
Наш день, как будто у груди,
Был вскормлен образом свободы,
Всегда мелькавшей впереди!
Какая жизнь отликовала,
Отгоревала, отошла!
И все ж я слышу с перевала,
Как веет здесь, чем Русь жила.
Все так же весело и властно
Здесь парни ладят стремена,
По вечерам тепло и ясно,
Как в те былые времена…
Анализ стихотворения «По вечерам» Рубцова
«По вечерам» Николая Михайловича Рубцова – взгляд в глубину веков, в историю России, размышление о преемственности.
Стихотворение написано в 1964 году. Его автору исполнилось 28 лет, он учится в Литературном институте, выступает на радио и публикует несколько подборок своих стихов в известных литературных журналах. Он отец маленькой дочери. Летом, после неприятностей, связанных с его исключением из института (позднее он был восстановлен), поэт приехал в родное Никольское. По жанру – пейзажная лирика, элегия, дума, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор. Интонация взволнованная, ностальгическая. Четыре восклицания и одно многоточие. Главный образ – Русь. Поэт настаивает на таком написании названия страны. Он обозревает русскую историю, не масштабно, без подробностей, через призму жизни сельских жителей. Зарисовка почти фотографична. В селе был разрушен храм в честь святителя Николая, рядом с одной стеной приладили пекарню. Уже в 1 четверостишии поэт явно выражает свою позицию: какая грусть! Относится это восклицание к «развалинам собора» на горе. Их он называет спящей Русью (все же не умершей, а могущей воскреснуть). Композиционный стык: былая Русь. Чувствуется, что герою и приятно, и больно говорить об этом. «Образ свободы, всегда мелькавшей впереди»: здесь есть некоторая грустная ирония. Действительно, много раз казалось, что такая манящая вольность близка и так много обещает всем, однако она всегда оставалась впереди, в прекрасном «завтра». «Отликовала, отгоревала, отошла»: череда приставочных глаголов возвышенного толка призвана передать чувства поэта к исторической России. Он старается смотреть объективно, не приукрашивать прошлое. Только думы он не может, да и не хочет отогнать, как и тоску, и желание разобраться, понять, приблизить. «Слышу с перевала»: русская земля все та же, природа неизменна, и даже люди порой здесь – почти как крестьяне минувших веков. «Парни ладят стремена»: вневременное мужское занятие. Даже погода радует теплом, и кажется, что вот-вот раздастся колокольный звон над округой. Инверсия: идет дорога, лежат развалины. Эпитеты: былая (это еще и лексический повтор), весело и властно. Метафора: веет здесь. Наконец, в заключительном четверостишии появляется словосочетание, давшее название всему стихотворению.
Произведение «По вечерам» Н. Рубцова – одна из вершин элегической, патриотической лирики XX века.