все важные фразы должны быть тихими,
все фото с родными всегда нерезкие.
самые странные люди всегда великие,
а причины для счастья всегда невеские.
самое честное слышишь на кухне ночью,
ведь если о чувствах — не по телефону,
а если уж плакать, так выть по-волчьи,
чтоб тоскливым эхом на полрайона.
любимые песни — все хриплым голосом,
все стихи любимые — неизвестные.
все наглые люди всегда ничтожества,
а все близкие люди всегда не местные.
все важные встречи всегда случайные.
самые верные подданные — предатели,
цирковые клоуны — все печальные,
а упрямые скептики — все мечтатели.
если дом уютный — не замок точно,
а квартирка старенькая в Одессе.
если с кем связаться — навеки, прочно.
пусть сейчас не так всё, но ты надейся.
да, сейчас иначе, но верь: мы сбудемся,
если уж менять, так всю жизнь по-новому.
то, что самое важное, не забудется,
гениальные мысли всегда бредовые.
кто ненужных вычеркнул, те свободные,
нужно отпускать, с кем вы слишком разные.
ведь, если настроение не новогоднее,
значит точно не с теми празднуешь.
Анализ стихотворения «Все важные фразы» Мельниковой
Стихотворение «Все важные фразы» Оксаны Мельниковой – едва ли не самое известное в творчестве поэтессы.
Стихотворение создано в 2012 году. Поэтессе 16 лет, она уроженка Светлодарска Донецкой области, победительница нескольких конкурсов по изобразительному искусству. А в настоящее время еще и выпускница Горловского института иностранных языков, автор дебютного сборника, участница творческих вечеров, где читает свои стихи под музыку. В литературе начинала как прозаик, эссеист, затем преимущественно занялась лирикой. Известность к ней пришла через публикации в интернете. В жанровом отношении – философская лирика с мощным зарядом оптимизма и юношеского максимализма. Рифмовка стиха перекрестная, деления на строфы нет. Стихи состоят из вереницы афористичных утверждений, построены как диалог с читателем и собой. Вещи, меняющие жизнь, действительно говорят тихо, и не всегда они приятные, а «фото с родными» нерезкие, потому что любительские, от души, да еще и сняты давно. «Странные великие люди»: те, кто плывет против течения, часто одиночки или изгои. Те, кто может не выдержать груза своего «величия».
Лирическая героиня счастлива простыми человеческими радостями, теплотой общения, моментами, когда ее понимают. И вот уже телефон – бездушен, она считает, что говорить «о чувствах» надо глаза в глаза. Неприкаянная ночь на чьей-то кухне – момент истины, братства. «Близкие не местные»: почти аллюзия на библейское «нет пророка в своем отечестве». Юную героиню дома не воспринимают всерьез, впрочем, как и друзья, которых она знает с детского сада. «Важные встречи всегда случайные»: каждый хоть раз на себе испытал справедливость этого утверждения. Это ее кредо, манифест свободы, программа действий. Избитое выражение «клоуны – все печальные» имеет свою историю в русской литературе. Героиня бросает вызов этому миру, но, как самый настоящий «упрямый скептик» остается мечтательницей. Собой она может быть не в замке, а в «квартирке в Одессе». «Мы сбудемся»: почти заклинание, самовнушение. Надежда никогда не умрет. И тогда не жаль расстаться со «слишком разными», ведь впереди столько встреч. В финале – афоризм о новогоднем настроении, которое появляется не с приближением календарной даты, а с присутствием в жизни дорогих, нужных людей. В интонации стиха чувствуется посыл, будто поэтесса стремится передать свой опыт познания мира хотя бы ровесникам, для начала. Поэтому ее также можно назвать своеобразным голосом поколения. Перечисления, интонация непрерывного потока сознания, исповедальность, лексика разговорная, россыпь эпитетов (бредовые, гениальные, верные, любимые), ряд безапелляционных тире, трогательные уменьшительные суффиксы в словах (старенькая), идиома (выть по-волчьи), ряд энергичные отрицаний, в том числе в приставках слов (невеские), парентеза (вводные конструкции и обращения), контрасты, анафоры, многосоюзие.
Юная лирическая героиня произведения «Все важные фразы» О. Мельниковой постулирует ценность простых вещей, искренности и сострадания.