Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.
Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.
Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,
И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем…
Анализ стихотворения «Раковина» Мандельштама
Стихотворение «Раковина» Осипа Эмильевича Мандельштама появилось в период отхода поэта от беспредметности символизма к зримости образов акмеизма. Впоследствии оно вошло в дебютный сборник поэта «Камень».
Стихотворение написано в 1911 году. Его автору исполнилось 20 лет. Финансовое положение семьи изменилось в худшую сторону, он вынужден оставить учебу в Европе и вернуться в Россию. Почти полгода он проведет в гостиницах Финляндии, набираясь впечатлений среди окружающей северной природы. В Петербурге он продолжит свое образование, начнет активно печататься, поменяет символизм на акмеизм. По жанру – философская лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Чередуются открытые, закрытые, мужские и женские рифмы, довольно много глагольных рифм. Лирический герой – сам автор, представляющий себя пустой раковиной моллюска. Лексика возвышенная. Тютчевская нота слышится в размышлениях поэта о «пучине мировой», равнодушной, непостижимой, пугающей. К ее незыблемости стремится лирический герой, непонятый в мире людей. «Быть может, я тебе не нужен, ночь». В дальнейших строфах он обращается к ночи как стихии, части мирового эфира, пронизывающего Вселенную. Герой чувствует себя беззащитным, ему нечего дать взамен за покровительство природы. «Ты полюбишь, ты оценишь» — уговаривает он равнодушную тьму. Как мертвый обломок известняка, он ищет смысл собственного существования в связи со стихиями мира.
Повторы: не нужен, ненужной, пенишь, пены, как. Сравнения: как раковина, как нежилого сердца. Олицетворения: ты поешь, оденешь, шепотами пены. Метафоры: стены сердца, колокол зыбей. Многоточие завершает это произведение. Неизвестно, удалось ли лирическому герою найти приют на берегу ночи. «Риза»: облачение священника. Выходит, поэт надеется, что впереди не пустота и «ложь», а звук «хрупкой раковины» без фальши. Поэт робко пытается присоединиться к гармонии мира. В нем, израненном житейскими бурями, еще остались творческие силы. Эпитеты: несговорчиво, равнодушно, огромный. Ассонанс и аллитерация в 1 и 3 строфах. Однако дождь, в конце концов, растворит ракушечник, поэтому за наполнением «туманом, ветром и дождем» последует разрушение и исчезновение раковины.
Музыкальность стихотворений О. Мандельштама общеизвестна. Примером такой завораживающей лирики может служить «Раковина».