Был он рыжим, как из рыжиков рагу.
Рыжим, словно апельсины на снегу.
Мать шутила, мать веселою была:
«Я от солнышка сыночка родила…»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным, будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она, говорила:
«Слишком ночь была черна!..»
В сорок первом, в сорок памятном году
прокричали репродукторы беду.
Оба сына, оба-двое, соль Земли —
поклонились маме в пояс.
И ушли.
Довелось в бою почуять молодым
рыжий бешеный огонь и черный дым,
злую зелень застоявшихся полей,
серый цвет прифронтовых госпиталей.
Оба сына, оба-двое, два крыла,
воевали до победы.
Мать ждала.
Не гневила, не кляла она судьбу.
Похоронка
обошла её избу.
Повезло ей.
Привалило счастье вдруг.
Повезло одной на три села вокруг.
Повезло ей. Повезло ей! Повезло!—
Оба сына воротилися в село.
Оба сына. Оба-двое. Плоть и стать.
Золотистых орденов не сосчитать.
Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.
Ноги целы, руки целы — что еще?
Пьют зеленое вино, как повелось…
У обоих изменился цвет волос.
Стали волосы — смертельной белизны!
Видно, много
белой краски
у войны.
Анализ стихотворения «Баллада о красках» Рождественского
Музыку к «Балладе о красках» Роберта Ивановича Рождественского написал композитор Оскар Борисович Фельцман.
Стихотворение создано не позднее 1972 года. Поэту исполнилось 40 лет, он известен как соавтор множества популярных песен, имеет несколько государственных наград, уже готовит к выходу юбилейную книгу с ретроспективой своих произведений за последние двадцать лет. В жанровом отношении – лирика о войне, баллада, рифмовка, в целом, парная, деления на строфы нет. Среди исполнителей песни – М. Магомаев, М. Кодряну, И. Кобзон. Темы войны в его творчестве неслучайна, на нее пришлось детство поэта, его мать была на фронте врачом, отец погиб. В одном из своих произведений он даже сделает такое горькое признание о войне: я сын ее. Почти веселая аллитерация открывает стихотворение, обыгрывается сходство однокоренных слов, цвет волос мальчишки сравнивается с «рагу из рыжиков» (блюдо), с экзотикой апельсинов в наших широтах. Уменьшительные суффиксы подчеркивают материнскую нежность: солнышка, сыночка. Образ матери как птицы, где крылья – ее дети. Звонкая метафора «от солнышка». Двойной эпитет «черный-черный» относится к ее второму сыну. Ряды лексических повторов нагнетают напряжение: в сорок первом, в сорок памятном году (еще и инверсия), оба-двое. «Соль Земли»: библейская цитата. Олицетворение, соединенное с метафорой и просторечным приставочным глаголом: прокричали репродукторы беду. Все цвета войны испытали сыновья: огненный и дымный (как на георгиевской, гвардейской ленте). Так невольно мирные цвета превратились в символы тревоги. Даже зелень стала цветом траура на неубранных полях. Перечислительные градации усиливают скорбную интонацию (не гневила, не кляла). Дальше будто крик: повезло ей! Действительно, чудо, единственное на три ближайших села. Устаревшая, фольклорная форма слова: воротилися. Живые, невредимые, с боевыми наградами. «Зеленое вино»: водка, самогон. Пьют за встречу, вспоминают погибших друзей, обсуждают, как жить дальше будут. Только «волосы — смертельной белизны». Память о войне на всю жизнь. Немой укор, предостережение, которое красноречивей слов. Эпитеты: золотистых, зеленое, бешеный. Инверсия: хохотала она. Лексика разговорная, живая, колоритная. Идиома: привалило счастье. Есть и прием парцелляции, увеличивающий экспрессию синтаксиса. Множество восклицательных знаков, вопросов, многоточий.
Военная тема – одна из ключевых в поэзии Р. Рождественского. В его лирике – голос целого поколения, народа, пережившего то страшное лихолетье.