По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Пролетный дождь стучит.
Анализ стихотворения «Дождь» Маршака
Миниатюра «Дождь» Самуила Яковлевича Маршака – часть сборника «Избранные стихи», составленного из так называемой «взрослой» лирики поэта. Впрочем, именно это стихотворение вполне универсально по своему читательскому назначению.
Стихотворение создано не позднее 1949 года. Поэту в эту пору исполнилось 62 года, он в очередной раз награжден государственной премией за свое творчество, завершил работу над переводом сонетов У. Шекспира, ведет переписку с детьми, начинающими авторами изо всех уголков страны. С 60-летием его чествовали самым торжественным образом. Социальный заказ на патетическую ораторию позволил поэту сблизиться с композитором С. Прокофьевым. Впрочем, цензура не дремлет: перед переизданием книги С. Маршаку пришлось перерабатывать «Мистера Твистера», чтобы усилить идеологический аспект. Несколько лет назад поэт пережил большое горе – смерть сына Якова, также было окончательно подорвано здоровье его супруги. В жанровом отношении – пейзажная лирика, по размеру – ямбические стихи со сложной рифмовкой, в которой рифмуются и финальные строчки строф. Первое трехстишие открывается картиной начала дневного дождя (время суток известно по первоначальному названию стихотворения «Гроза днем»). «Проехал грохот»: метафора. Пауза между строфами – словно краткая передышка перед грозой в стихотворении. Дальше начинается перечислительная градация, звукопись которой имитирует звук барабанящих по крышам и ведрам капель. Вообще, в финальном семистишии в стихах поднимается форменный шум, поскольку дождь стучит по железу, дереву. Судя по всему, поэт описывает погоду в городе. Интересно, что в данном стихотворении С. Маршак продолжает традиции своей детской поэзии. Эпитеты просты, строго говоря, например, «зеленые листья» — не художественный, а так называемый «точный» эпитет. Остаются только наречные «весело и быстро» и, разумеется, «пролетный» (этот эпитет появился только к третьему переизданию книги). Анафора: по всем. Местоимение «мы» словно приглашает читателей любоваться дождем вместе с писателем. Лексика безыскусна, разговорна, в интонации чувствуется сдержанная радость, почти детское удивление немолодого поэта перед вечно новыми природными явлениями. Тема классическая, вневременная.
В зрелые годы поэт публикует лирику, адресованную взрослому читателю. Стихи о природе занимают особое место в его поэзии.