Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…
Плачет у окошка пасмурная буря,
Понагнулись ветлы к мутному стеклу
И качают ветки, голову понуря,
И с тоской угрюмой смотрят в полумглу…
А вдали, чернея, выползают тучи,
И ревет сердито грозная река,
Подымают брызги водяные кручи,
Словно мечет землю сильная рука.
Анализ стихотворения «Буря» Есенина
«Буря» Сергея Александровича Есенина относится к ранней лирике поэта. В ней еще много ученического, подражательного, хотя и чувствуется, что молодой поэт пишет строго с натуры.
Стихотворение написано в период с 1913 по 1915 год. Его автору в это время около 20 лет, он уже перебрался из села в город, начал публиковаться, завел литературные знакомства – сначала в Москве, а потом и в Петербурге. Какое-то время он в одиночку боролся с трудностями, прежде всего, материальными, раз уж пошел вразрез с волей родных и не стал учителем, но в 1915 году уже навещает близких в Константинове. Тогда же он и готовит к печати свой дебютный сборник. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лишь одна рифма закрытая. Лирический герой – наблюдатель. Интонация сдержанная, что подчеркивают многоточия.
Перечислительная градация проходит через все стихотворение. Динамизм усиливает множество глаголов. Уже начало предвещает нечто большее, чем просто дождь. Видимо, довольно долго стояла засушливая погода. Собственно, это подтверждает полетевшая с веток пыль да «высохший ковыль». Обилие приставочных глаголов: зашумели, зашептался, понагнулись. Герой смотрит на происходящее из дома, сидя у мутного «окошка». Надо сказать, что описан именно момент бури, а не грозы, к примеру. Первым натиск стихии обрушивается на деревья. Дрогнули именно «листочки» — образ чего-то беззащитного. Олицетворения: охнул лес (это еще и инверсия), плачет буря (довольно распространенное сравнение), зашептался с эхом, дважды повторяются варианты слова «качать», выползают тучи, ревет река, ветки смотрят. Поэт широко использует прием инверсии: подымают кручи, мечет рука. Эпитеты просты (золотистых, пасмурная, сильная), иногда чрезмерны, как, скажем, в 10 строке: река и так ревет, да еще и сердито, и к тому же она еще и грозная. Природа не ждет ничего хорошего: с тоской угрюмой смотрят. Сгустились сумерки, вызванные ненастьем (полумгла). Смысл финальных строк несколько темен. Метафора, а по совместительству еще и сравнение, сводит воедино брызги воды и сильную руку, что «мечет землю».
«Буря» С. Есенина, опыт создания динамичной пейзажной зарисовки, впервые был опубликован только спустя 34 года после смерти поэта. Оно интересно как звено эволюции мастерства автора, нашедшего впоследствии собственную оригинальную ноту в описании природы.