Простись со мною, мать моя,
Я умираю, гибну я!
Больную скорбь в груди храня,
Ты не оплакивай меня.
Не мог я жить среди людей,
Холодный яд в душе моей.
И то, чем жил и что любил,
Я сам безумно отравил.
Своею гордою душой
Прошел я счастье стороной.
Я видел пролитую кровь
И проклял веру и любовь.
Я выпил кубок свой до дна,
Душа отравою полна.
И вот я гасну в тишине,
Но пред кончиной легче мне.
Я стер с чела печать земли,
Я выше трепетных в пыли.
И пусть живут рабы страстей —
Противна страсть душе моей.
Безумный мир, кошмарный сон,
А жизнь есть песня похорон.
И вот я кончил жизнь мою,
Последний гимн себе пою.
А ты с тревогою больной
Не плачь напрасно
Надо мной.
Анализ стихотворения «Исповедь самоубийцы» Есенина
Несмотря на жуткое и даже пророческое название, стихотворение «Исповедь самоубийцы», законченное Есениным в 1915 году – это отнюдь не предсмертная записка, изложенная в стихотворной форме. В этом произведении поэт излагает свои впечатления от переезда в Петербург. Этот переезд он сравнивает с духовным самоубийством.
«Исповедь самоубийцы» по своей мрачной стилистике сильно выделяется среди других стихотворений того времени, наполненных радостью и весельем. Есенин в этих строках ставит крест на своем прошлом, он понимает, что ради новой жизни ему придется оторваться от привычного уклада в провинциальном селе Константиново. Причем, эти перемены будут не только внешними, связанными с бытом, но и внутренними, ему придется внутренне переродиться. В столицу он перебирается в поисках признания и славы, ведь дома его поэтический талант никому не нужен и неинтересен.
Впоследствии он будет сильно жалеть об этих переменах. Есенин подчеркивает: «И то, чем жил, и что любил, я сам безумно отравил». Ему противны эти изменения, он пишет: «И пусть живут рабы страстей – противна страсть душе моей». В этом стихотворении он символически прощается с матерью, которая символизирует не только родившую его женщину, но и всю малую родину. Он просит не оплакивать его грешную душу.
«Исповедь самоубийцы» пронизано грустью и печалью. Само название говорит о том, что лирический герой встал на очень опасный, крамольный с точки зрения любого христианина, путь. Но, вместе с тем, в нем присутствует другая традиционная христианская идея: идея необходимости до конца нести свой крест, идея смирения. Об этом свидетельствует образ кубка, который герой «выпил до дна». Этот образ олицетворяет собой также и праздность, в которую поэт окунулся, оказавшись среди столичной богемы. Герой прекрасно понимает, что ему не видать прощения. Но также он понимает свою греховность. Он видит, в каком мире живет и его наполняет облегчение от осознания, что скоро все это закончится.
Начинается и заканчивается стихотворение с обращения к матери. Первая часть стихотворения была написана в 1912 году под впечатлением от столичной жизни, но осознание грядущих перемен настигло поэта уже тогда. Концовка же сложилась только в 1915, и в ней четко видно, что мнения своего Есенин за прошедшее время не изменил.
Последние строки сильно отличаются от привычной формы стихотворения. Это двустишье, оформленное в три строки, было, как будто, не законченно. Словно, речь героя обрывается на полуслове. Такая концовка прекрасно иллюстрирует путь человека, вставшего на путь самоубийства.