На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Видит она поле, поле перед боем,
Где лежит убитым сын ее героем.
На груди широкой брызжет кровь, что пламя,
А в руках застывших вражеское знамя.
И от счастья с горем вся она застыла,
Голову седую на руки склонила.
И закрыли брови редкие сединки,
А из глаз, как бисер, сыплются слезинки.
Анализ стихотворения «Молитва матери» Есенина
Сергей Александрович Есенин в своем творчестве с юности обращался к образам семьи, родных и близких людей. Уехав из родительского дома в 17 лет, в стихотворении «Молитва матери» он создает собирательный образ матери, горюющей по сыну-солдату.
Стихотворение написано в 1914 году. Его автору исполнилось 19 лет, уже 2 года он в Москве, учится, работает, начинает публиковаться. Он влюблен в Анну Изряднову, молодые ждут рождения своего первенца. По жанру — лирическое стихотворение, по размеру — хорей со смежной рифмой, состоит из 7 двустиший. Рифмы открытые и закрытые. Стихотворение по интонации напоминает печальную народную песню, плач. Старенькая мать молится перед иконой Богу о сохранении невредимым сына. Некоторый диссонанс возникает на строке: в глазах расцветают грезы. Дальнейший текст больше похож на кошмар любой матери, чем мечту, грезу. Объяснение этому есть: ей грезится, что сын ее вырос в настоящего заступника родной земли, что погиб он в честном бою, положив множество супостатов вкруг себя, что незнакомые люди вспомнят его со слезами благодарности. Уж сынок не подведет, сдюжит. И при этих мыслях стынет она вся от горя и счастья (гордости за сына), только страшно немного ей — как теперь одной свой век доживать. Опускает она голову на руки, седые волосы падают на лицо.
Эпитеты: глазах усталых, руках застывших. Уменьшительные суффиксы: избушка, старушка, сединки, слезинки. Сравнения: кровь, что пламя, слезинки, как бисер. Стихотворение глагольно: поминает, утирает, видит, где лежит. Повтор «поле» подчеркивает, что поле — не мирное, для пахоты, а кровавое, для битвы. Сам мотив видения также широко распространен в устном народном творчестве.
Тема стихотворения навеяна начавшейся Первой Мировой войной. Поэт сознательно лишил свое произведение примет времени, и образ воина, и образ матери — собирательные, вековечные на Руси. Впрочем, кое-что можно выяснить: мать молится в русской деревеньке, сын же где-то в «краю далеком». Действительно, основные сражения этой войны для русской армии в 1914 году проходили в Германии и Польше. Захват вражеского знамени — символ совершенного подвига. Интересна параллель с реальностью: родившийся в 1914 году сын поэта Юрий был арестован во время службы в армии, затем расстрелян. Его одинокая мать умерла, так и не узнав правду о судьбе сына.
Ранняя поэзия С. Есенина глубоко пронизана фольклорным началом. Вечные темы войны и горя он поднимает в своем стихотворении «Молитва матери».