Не поэт, кто слов пророка
Не желает заучить,
Кто язвительно порока
Не умеет обличить.
Не поэт, кто сам боится,
Чтобы сильных уязвить,
Кто победою гордится,
Может слабых устрашить.
Не поэт и кто имеет
К людям разную любовь,
Кто за правду не умеет
Проливать с врагами кровь.
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда — мать,
Кто людей как братьев любит
И готов за них страдать.
Он все сделает свободно,
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
Анализ стихотворения «Поэт» Есенина
Юный Сергей Александрович Есенин свое творческое кредо изложил в программном на тот момент стихотворении «Поэт».
Стихотворение создано в 1912 году. Поэту в это время 17 лет, он выпускник учительской школы, начинающий стихотворец, сочувствующий борьбе с самодержавием. Он регулярно переписывается с верным другом Г. Панфиловым, делится с ним сокровенными мыслями. Жанр – гимн миссии настоящего поэта. Размер – двухсложник с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Чувствуется не только некрасовское влияние, но и надсоновская нота. Лирический герой – обличитель мнимых художников слова. Начинается это высокопарное произведения с гневных отрицаний. Герой, что называется, с Пушкиным на дружеской ноге: призывает стать пророком, жечь глаголом сердца – а иначе не стоит и браться за перо, марать бумагу. Герой утверждает, что нужно быть правдоискателем, любить народ, и если доведется – пострадать за него. С четвертого четверостишия, после отрицаний, С. Есенин рисует образ идеального творца, чья душа терзается горем народным и болеет за Родину в цепях царского режима. В целом, стихотворение проникнуто типичными демократическими тенденциями тех лет, желанием свести поэзию с пьедестала элитарности и отвлеченности, чтобы она в полной мере могла послужить обездоленным и гонимым. Есть в этих стихах и прозрачный политический подтекст. В то время симпатии автора были целиком на стороне революционеров. Поиск собственного поэтического голоса, места в жизни, желание перемен совпали с предвоенной и предреволюционной обстановкой в стране. Интонация самая возвышенная, лексика и синтаксис стремятся к тому же, но местами еще ученически неуклюжи. Восклицание только одно – в финале. Стихотворение как пример раннего творчества довольно долго публиковалось в виде последних двух строф. Усилиями племянницы С. Есенина был разыскан полный вариант. Нужно сказать, что при жизни С. Есенин печатать его не собирался, читающей публике стихи были представлены спустя 20 лет после смерти автора. Был найден фотоснимок, подаренный Г. Панфилову и подписанный этими строчками на обороте. Эпитетов практически нет, стиль реалистический, порой публицистический. Метафора: правда – мать. Много глаголов, есть и банальная рифма «любовь-кровь», хотя, конечно, совсем не в романтическом контексте.
Ранняя лирика С. Есенина во многом еще подражательна в выборе формы и содержания.