Я о своем таланте
Много знаю.
Стихи — не очень трудные дела.
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стишок писнуть,
Пожалуй, всякий может
О девушке, о звездах, о луне…
Но мне другое чувство
Сердце гложет,
Другие думы
Давят череп мне.
Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому,
Как гордость и пример,
Был настоящим,
А не сводным сыном
В великих штатах СССР.
Я из Москвы надолго убежал:
С милицией я ладить
Не в сноровке,
За всякий мой пивной скандал
Они меня держали
В тигулевке.
Благодарю за дружбу граждан сих,
Но очень жестко
Спать там на скамейке
И пьяным голосом
Читать какой-то стих
О клеточной судьбе
Несчастной канарейки.
Я вам не кенар!
Я поэт!
И не чета каким-то там Демьянам.
Пускай бываю иногда я пьяным,
Зато в глазах моих
Прозрений дивных свет.
Я вижу все.
И ясно понимаю,
Что эра новая —
Не фунт изюму нам,
Что имя Ленина
Шумит, как ветр по краю,
Давая мыслям ход,
Как мельничным крылам.
Вертитесь, милые!
Для вас обещан прок.
Я вам племянник,
Вы же мне все дяди.
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Понюхаем премудрость
Скучных строк.
Дни, как ручьи, бегут
В туманную реку.
Мелькают города,
Как буквы по бумаге.
Недавно был в Москве,
А нынче вот в Баку.
В стихию промыслов
Нас посвящает Чагин.
«Смотри,— он говорит,—
Не лучше ли церквей
Вот эти вышки
Черных нефть-фонтанов.
Довольно с нас мистических туманов.
Воспой, поэт,
Что крепче и живей».
Нефть на воде,
Как одеяло перса,
И вечер по небу
Рассыпал звездный куль.
Но я готов поклясться
Чистым сердцем,
Что фонари
Прекрасней звезд в Баку.
Я полон дум об индустрийной мощи,
Я слышу голос человечьих сил.
Довольно с нас
Небесных всех светил,
Нам на земле
Устроить это проще.
И, самого себя
По шее гладя,
Я говорю:
«Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем,
Чтоб разгадать
Премудрость скучных строк».
Анализ стихотворения «Стансы» Есенина
Стихи «Стансы» Сергея Есенина посвящены его бакинскому другу Петру Чагину.
Стихотворение написано осенью 1924 года. В эту пору поэт гостит в Азербайджане, где его опекает П. Чагин, видный коммунист и редактор местной газеты. Собственно, ему и адресованы эти откровенные, местами хулиганские, строки. По жанру – автопортрет, творческий манифест, полемика. Стансы – еще и жанр средневековой лирики. Автор с ходу бросается в бой: «о своем таланте знаю». Его дар отдан не служению искусству ради самого искусства, а жизни, кровно связанной с родным краем, временем, людьми. Ему подвластна любая тема, однако кривить душой в угоду конъюнктуре он не будет. «Певцом и гражданином»: вполне преданный идеям революции, он имеет свою точку зрения на многие из них. Поэт чувствует свою ответственность перед крестьянской Россией, чьим голосом себя всегда считал. В стихе и некоторых оборотах отчетлива интонация В. Маяковского («давят череп мне», «великих штатах СССР»).
Поэт без ложной скромности повествует о своих буднях и праздниках. Скрывать что-либо смысла нет: ведь уже «прокатилась дурная слава» о нем как о скандалисте. Впрочем, разве что по столице. Остальной России было явно не до того. В нескольких строфах он в анекдотическом тоне рисует картину своего бегства из Москвы. Кутежи и приводы в милицию, которую он шутливо благодарит за заботу о его моральном облике. «Не чета каким-то Демьянам»: имеется в виду пламенный пролетарский поэт Д. Бедный. «Прозрений дивный свет» — знак подлинного мастера, способного смотреть в глубину явлений. Кажется, Д. Бедному он в этом качестве решительно отказывал. «Я вам не кенар»: тот, что искусно подражает чужим песням, кого учат петь с чужого голоса. Обращение к самому себе (что для С. Есенина не ново): «давай, Сергей». Именно в Баку он дал клятву, наконец, одолеть том К. Маркса. Но заранее предвидит, что его «премудрость» будет изрядно скучной. Но на какие жертвы не пойдешь, чтобы проникнуть в тайну ленинской эры. Экономическая теория и практика, научно-технический прогресс – отныне его Муза. Фонари ярче звезд, нефтяные вышки лучше храмов. В финале – автор покоряется чарам К. Маркса, хотя и вновь с непередаваемой иронией. Фразеологический оборот: не фунт изюму. Сравнение: как ветр по краю, как ручьи, как крылам, как буквы. Повелительные, чуть насмешливые, обращения: вертитесь, милые! Перечисления, повторы, эпитеты (мистических туманов, звездный куль). Диалог и монолог, инверсия (мелькают города), имена и названия. Метафора (вечер рассыпал), рефрены, прозаизмы.
«Стансы» С. Есенина – поиск своего места в советской действительности, критический взгляд на современную поэзию.