Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».
И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.
И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»
Анализ стихотворения «Все живое особой метой» Есенина
Позднее творчество Сергея Александровича Есенина отмечено особым лиризмом, возвращением в прошлое, в детские годы, родное село.
Стихотворение написано в феврале 1922 года. Его автору в этот момент 27 лет, он много ездит по стране, собирается жениться на танцовщице А. Дункан и поехать в Европу и Америку, налаживает собственную издательскую деятельность. По жанру – исповедальная лирика, по размеру – анапест с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой – сам автор. В произведении он высказывает мысль, что с самого рождения в человеке уже виден его потенциал: особой метой отмечается. Далее идет парадоксальная строка: если бы я не стал поэтом, то был бы мошенник и вор. Мотив разбойничества нередок в стихах С. Есенина этого периода. Здесь чувствуется и беспощадность к себе. Впрочем, он все же добавляет: наверно. Две последующие строфы – развернутое объяснение тезиса. Сама внешность («худощавый и низкорослый»), поведение (драки, разбитый нос), кажется, тоже тому способствовали. Нельзя не заметить легкого любования поэта тем мальчишкой. Уже тогда он привык терпеть боль и не волновать близких, называть раны и ушибы пустяками: я споткнулся о камень. К завтраму заживет. Просторечное слово вместо «завтра» — штрих из прошлого, сельского привольного детства. С 4 строфы герой возвращается в день сегодняшний. «Простыла дней кипятковая вязь»: время промчалось без следа. Теперь вся «удаль забияки и сорванца» вылилась в творчество. Ему не страшен разбитый нос (это подчеркивает и употребление просторечия «в морду»), тяжелы душевные раны, предательство, разочарование, ошибки. «Чужой и хохочущий сброд»: красноречивая аттестация собственного окружения. И возврат (композиция становится практически кольцевой) к той самой фразе, что твердил он «испуганной маме». Ребячливо, с удовольствием поэт отзывается о своих стихах: золотая, словесная груда, беспокойная, дерзкая сила (это метафоры). Чуть хвастлива строка: я отважный и гордый. Образ матери здесь не главный, но воссоздан он с сердечной теплотой. Если обратиться к биографии поэта, то «цедил сквозь кровавый рот» он и бабушке, с которой жил лет с 2-3, и маме. Инверсия: приходил я, брызжет шаг. Тавтологический повтор: часто.
Произведение «Все живое особой метой» — своеобразная автобиография С. Есенина и его взгляд на собственное творчество и судьбу поэта.