Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
Анализ стихотворения «Сонет к форме» Брюсова
Как теоретик символизма, Валерий Яковлевич Брюсов не только в статьях, но и в стихах постулирует свои творческие принципы и установки.
Стихотворение написано в июне 1895 года. Его автору в эту пору 22 года, он студент, издал свой дебютный сборник с неброским названием «Шедевры», увлекается французской поэзией. По жанру – философская лирика о назначении творчества, по размеру – ямб с опоясывающей рифмовкой, 4 строфы. Выбор сонета – уже наглядный пример того, как форма работает на содержание. Лексика возвышенная. Лирический герой – сам автор. В первом четверостишии герой заявляет о несомненной связи «контура и запаха цветка». Утверждение достаточно сомнительное, собственно, и среди людей внешность бывает обманчива. Но для В. Брюсова гармония заключена в сопряжениях реального и ирреального, в линиях, знаках и аромате или цвете. Герой считает, что он явно слышит музыку сфер.
«Пока не оживет»: по мнению поэта, лишь искусная огранка придает смысл и ценность алмазу. «Окаменев, живут в фразе»: здесь чувствуется и параллель с окаменелостями, и невольное сопоставление труда поэта с рукою энтомолога, пришпиливающего фантазии и образы на страницы книг. «И я хочу»: в терцетах автор переходит к делу, появляется местоимение «я». «До слова и до света»: до литературы и живописи. Он отмечает, что не все мечты воплощаются в произведениях искусства. «Пускай мой друг»: автор уверен, что у него найдутся единомышленники, способные по достоинству оценить «стройность сонета», «буквы спокойной красоты». Форма не только равна содержанию, но и сама становится содержанием. Поиск скрытого смысла в буквах и звуках характерен для рубежа веков, достаточно вспомнить В. Хлебникова и В. Маяковского. Стихотворение построено на приеме синтаксического параллелизма. Эпитеты: властительные связи, изменчивых фантазий, отточенной фразе, желанные черты. Сравнение: бегущие, как облака. «Разрезав том»: в начале XX века читатель все еще собственноручно разрезал специальным ножом страницы каждой новой книги. Олицетворение: оживет, бегущие. Метафора: друг упьется (то есть, насладится). Заключительная строка завершается риторическим восклицанием.
Совершенство формы – уже само по себе искусство. Именно этой теме посвящено произведение В. Брюсова «Сонет к форме», опубликованное спустя 18 лет после создания в итоговом на тот момент сборнике.