В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут,—
Золотых, стальных, алмазных,—
Нет священней слова: «труд»!
Троглодит стал человеком
В тот заветный день, когда
Он сошник повел к просекам,
Начиная круг труда.
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,—
Все — наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Но когда заря смеется,
Встретив позднюю звезду,—
Что за радость в душу льется
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награжден,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершен!
Анализ стихотворения «Труд» Брюсова
Поэт Валерий Брюсов славит труд, научные и технические достижения человечества.
Стихотворение написано в 1919 году. Поэт принял революцию, активно участвует в развитии советской литературы, становится чиновником. По жанру – гимн, похвала труду. Стих состоит из 8 строф (четверостиший) с перекрестной рифмовкой. Лирический герой – это и сам автор, и любой из нас, кто любит трудиться. Настроение стиха бодрое, жизнерадостное. Лексика стиха живая, возвышенная и нейтральная. Итак, среди всех слов самое священное «труд». Молодая советская страна строилась, крепла трудом своих жителей.
«Троглодит»: первобытный человек, по сути, обезьяна. «Сошник»: часть плуга. То есть, люди стали людьми, когда научились пахать землю, растить хлеб. «Пьем мы полной чашей»: фразеологизм. То есть, все, что у нас есть для удобной и сытой жизни. «Чем красен дом»: красный в старину значило «красивый». Новая техника, включая электричество (тогда оно было в новинку), создана изобретателями и рабочими для пользы всех. «Моторов»: имеются в виду автомобили. «Монопланов»: имеются в виду самолеты. Стихи – это тоже работа. «Труженикам – слава»: любая работа, даже самая скромная, незаметная, важна и нужна. Кроме оплаты, награда за нее – чувство приятной усталости, удовлетворения, радости.
Стихотворение переполнено риторическими восклицаниями и перечислениями. Чаще всего в нем в разных формах повторяется слово «труд». Чувствуется, что стих написан для детей и молодежи. Поэт объясняет им, что надо быть дружными и трудолюбивыми. Среди выразительных средств в стихе есть анафора (все, только), олицетворение (заря смеется), эпитеты (позднюю звезду, свет победный), метафора (радость льется).
Произведение «Труд» Валерия Брюсова предназначено для воспитания подрастающего поколения.