Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!
Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Анализ стихотворения «Священная война» Лебедева-Кумача
Произведение «Священная война» Василия Лебедева-Кумача было положено на музыку композитором Александром Александровым.
Стихотворение, как утверждал сам автор, создано в ночь на 23 июня 1941 года. Поэту исполнилось 43 года, он уже известен как автор множества ушедших в народ песен, поощрен государственными наградами, женат. В жанровом отношении – гимн, в метрическом – ямбический стих с перекрестной рифмовкой, 8 строф. Ритм маршевый, чеканный, пафос трагический, лейтмотив – самопожертвование целого народа во имя победы. Повелительное и грозное обращение «вставай» открывает стихотворение. «Страна огромная» (эпитет, а еще и инверсия): колоссальная площадь СССР общеизвестна. Лексика и образы стихотворения народны, национальны (чего стоит, например, его название или узнаваемая в веках «проклятая орда»). Противопоставление, борьба добра и зла – один из основных приемов изображения действительности. «Царство тьмы»: почти библейский образ. С третьей строфы возникает местоимение «мы». Четвертая строфа клеймит врага: душители, насильники, грабители, мучители (перечислительная градация). Здесь нелюди идут против людей. Метафора «крылья черные» имеет и прямой смысл – вражеская авиация. «Поля просторные»: колхозные, общие. В шестой строфе – обещание победить, «сколотить гроб» неприятелю. В предпоследнем четверостишии страна уже «встает», поднимается на подвиг, идет на смерть. В финале – рефреном идет вторая строфа. Первое время власти считали песню скорее трагической, чем вдохновляющей на победу «малой кровью». Однако уже в октябре, после множества потерь, ей дали добро. Она же каждое утро звучала по радио. Стихи богаты на повторы, рефрены, ряд яростных отрицаний, анафоры и эпифоры, есть в них и сравнение (как волна), аллитерация (звукопись), эпитеты (силой темною, пламенных идей), каскад энергичных восклицаний. Но главное – напряженность, заряженность интонации, высокий накал чувств. В 1990-е годы возникла полемика об авторстве стихотворения. Однако документальных подтверждений, что оно принадлежит А. Боде (и посвящено Первой Мировой войне) пока не обнаружено. Зато существуют черновики В. Лебедева-Кумача и анализ его лексики и системы образов, вполне соответствующих духу советского мировоззрения тех лет (что отражено, скажем, в прессе). Образы и средства выразительности также узнаваемы и встречаются в других произведениях поэта.
«Священная война» В. Лебедева-Кумача – символ Великой Отечественной войны, набат, поднимавший боевой дух солдат.