Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса…
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса.
Иль опять от вышины
Весть знакомая несется?
Или снова раздается
Милый голос старины?
Или там, куда летит
Птичка, странник поднебесный,
Все еще сей неизвестный
Край желанного сокрыт?..
Кто ж к неведомым брегам
Путь неведомый укажет?
Ах! найдется ль, кто мне скажет:
Очарованное Там?
Анализ стихотворения «Весеннее чувство» Жуковского
Василий Андреевич Жуковский — романтик русской поэзии XIX века. «Весеннее чувство» — размышление на тему разлада поэта и действительности.
Стихотворение написано в апреле 1816 года. Его автору 33 года, он находится в сильном личном и творческом кризисе. Родители М. Протасовой не позволяли ему жениться на ней, однако брак ее младшей сестры решился легко, все семейство отбыло в Эстонию. Влюбленный поэт поехал следом. Финансовые затруднения его достигли пика, стихи писать он тоже не мог. А впереди его ожидало известие, что М. Протасову просватали за другого, и она сама не против. Светлым моментом можно назвать отношение друзей к нему в этот период и знакомство с А. Пушкиным. По жанру — элегия, по размеру — четырехстопный хорей с охватной рифмой, 2 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Произведение написано в русле европейского романтизма, даже напоминает перевод из какого-нибудь немецкого поэта.
Все стихотворение — сплошной риторический вопрос: что веешь, светлеешь, чем душа полна? Многоточия довершают картину внутреннего переживания. Поэт засмотрелся на сияющие небеса «перелетной весны». Летящие облака уводят мысль поэта в область мечты. Тавтологические повторы усиливают экспрессию: легкий, опять, что, сияют сияя. Достаточно глагольных рифм: пробудилось-возвратилось, укажет-скажет. Ритм и интонация песенные, музыкальные. Облака летят, а потом желает отправиться вслед за ними в воображаемую страну счастья, в сферу Очарованного. Это слово — символ романтических устремлений поэта, пристань его надежды и вдохновения. «Весть знакомая от вышины»: возможно, имеется в виду пасхальная весть. «Милый голос старины»: замечтавшийся автор оживляет в своем сердце прошлое России, все минувшее кажется близким и понятным. Все важное для человека остается непреходящим, несмотря на века и смерть.
Поэт следит за полетом «птички», завидуя, что она, беззаботная, может достичь «края желанного». «Неведомые брега» выдают таящуюся в поэте жажду приключений. Восклицание «ах!» — просьба В. Жуковского не томить его, подать надежду, указать ему его путь. Все, что он слагал в своей душе, идеальный мир, который питал его думы — он существует? «Найдется ль тот», кто укажет туда дорогу? Кто заверит: да, это — «там»? Эпитеты: милый голос старины (это еще и олицетворение), уменьшительные суффиксы: ветерок, птичка.
Пейзажная зарисовка превращается под пером В. Жуковского в пылкое лирическое высказывание. «Весеннее чувство» навеяно обновлением природы, за которым автор ожидает обновления чувств.