Любовь — тенор-альтино*
Ты понял меня, скотина?
______________
* Мужской альтовый голос.
Анализ стихотворения «Любовь» Павловой
Стихи «Любовь» Веры Анатольевны Павловой – слияние интимной лирической ноты и парадоксальности, отголосок личной истории.
Стихотворение относится к сборнику «Четвертый сон» 2000 года. Поэтессе в этот момент исполнилось 37 лет, она автор трех книг, лауреат литературной премии им. А. Григорьева, руководительница творческой студии «Дети зодиака», певчая в храме, жена и мать двух дочерей. В названии сборника обыгрывается реминисценция на книгу Н. Чернышевского «Что делать?», где, как известно, главной героине Вере Павловне снятся сны, а четвертый – как раз о земном рае, основанном на принципах равноправия, свободного труда, новом осмыслении любви и роли женщин. В жанровом отношении – любовная лирика, двустишие с парной рифмовкой (вполне сойдет за монорим). Название стихотворения дерзкое, будто обещающее раскрыть заявленную тему, исчерпать вопрос. Однако само знакомство с произведением носит эффект неожиданности. Тенор-альтино – редкий мужской голос, ультравысокий тенор. Его звучание при этом сохраняет мужественность тембра. В музыке партий для такого голоса весьма немного. Утверждают, что голос молодого В. Кипелова из группы «Ария» вполне соответствовал этому диапазону.
Обращение поэтессы (да еще такое профессиональное) к музыкальной теме – неслучайно. Она выпускница и колледжа им. А. Шнитке, и академии им. Гнесиных, много лет занимается музыковедением, до 17 лет сочиняла музыку, известна как автор либретто для опер и кантат. Как признавалась сама В. Павлова в одном из интервью, ее мировоззрение – это мирослышание, рожденное в занятиях музыкой. Ее поэзия максимально перформативна, не требует внутренней подготовки к восприятию. Финал же стихотворения – каждый раз неожиданность и для самого автора. Если форма стиха кажется автору близкой к совершенству, значит, оно получилось. Вообще, как говорила сама В. Павлова, поэзия создает иллюзию точности высказывания, той самой истины в последней инстанции. Отсюда афористичность ее стихов, стремление к лаконизму, краткости (которая, по слухам, сестра таланта). Ее текст – лишь основа, завершенный вид ему придают читательские глаза, от них зависит восприятие. Понятно, что двустишие – плод минуты, того, уже ушедшего, времени. Только тогда оно могло быть написано таким. Типично в нем и смешение стилей, терминологии и сниженной лексики (особенно в рифмах). Привычна для лирики В. Павловой и нетривиальность сравнений (любви – с голосом). Интонация в стихе довольно бесцеремонная, собственническая, свойская. Чувствуется, что объяснение происходит между близкими людьми. Вопрос, кстати, не такой уж и риторический, и ответа требует. Настоящая любовь, по утверждению поэтессы, всегда счастливая, даже если и не взаимная. Она дает возможность человеку чувствовать себя живым.
«Любовь» В. Павловой – попытка дать определение неопределяемому, пример афористического высказывания.