Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки́.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.
А там, под вывеской, где сельди из Керчи —
сбитый старикашка шарил очки
и заплакал, когда в вечереющем смерче
трамвай с разбега взметнул зрачки.
В дырах небоскребов, где горела руда
и железо поездов громоздило лаз —
крикнул аэроплан и упал туда,
где у раненого солнца вытекал глаз
И тогда уже — скомкав фонарей одеяла —
ночь излюбилась, похабна и пьяна,
а за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная, дряблая луна.
Анализ стихотворения «Адище города» Маяковского
Владимир Маяковский — поэт модернистского толка. В его творчестве нет заливных лугов, томных взглядов и алых уст. Несмотря на детство, проведенное на лоне природы, поэт, глубоко чуждый всем своим нутром урбанистической культуре, направил свои мысли именно к городу.
Футуризм — так зовется направление, в рамки которого умещается поэзия Маяковского. Будущее, словно красный флаг, маячит в дали и обещает избавление от навязчивых зол современной поэту столицы. Ее ужасающий уклад, пропитанный жаждой наживы породил в душе поэта образ, получивший имя «адище».
Стихотворение «Адище города» было создано в 1913 году, за 4 года до вожделенных октябрьских событий. Поэт тяжело уживается в капиталистическом имперском мире. Томление всех неустроенных и несчастных, Маяковский выразил строками, изображающими противоестественность такого мира:
- «…рыжие дьяволы, вздымались автомобили…»;
- «…трамвай с разбега взметнул зрачки…» и т.д.
Отсутствие присущей поэзии эстетики, наличие неологизмов «адище», «излюбилась» — все это применено автором для усиления образа злого города.
Ярчайшие метафоры действительно рисуют образ не просто ада, но адища, в котором возможны:
- «…крохотные, сосущие светом адки…»;
- «…у раненого солнца вытекал глаз…». и т.д.
Грохот и чад бездушного города, безразличного к судьбе человеческой, живописно представлены поэтом посредством аллитерации. В строчке «…над самым ухом взрывая гудки…» слышны диссонансы неприятные для слуха.
Символически изображает Владимир Маяковский и пестроту города, где могут сочетатся «сельди из Керчи», «железо поездов». Это своеобразное предвосхищение нового искусства, которое воплощается в магазинных вывесках города.
А кто же является главным героем этого стихотворения? Нетрудно догадаться, если речь идет о мегаполисе. Это — людское море, толпа. Безличная, бесхарактерная толпа, сбивающая «старикашку», шарящего очки. Поэт задыхается в этом капиталистическом мире, но уже предчувствует недолговечность порочного строя.
Безусловно, через время Маяковский станет заядлым «москвичем», но здоровый скепсис по отношению к великосветскому бомонду у него останется навсегда. А образ «адища» будет постоянным лейтмотивом, сопровождающим столицу.