От страсти извозчика и разговорчивой прачки
невзрачный детеныш в результате вытек.
Мальчик — не мусор, не вывезешь на тачке.
Мать поплакала и назвала его: критик.
Отец, в разговорах вспоминая родословные,
любил поспорить о правах материнства.
Такое воспитание, светское и салонное,
оберегало мальчика от уклона в свинство.
Как роется дворником к кухарке сапа,
щебетала мамаша и кальсоны мыла;
от мамаши мальчик унаследовал запах
и способность вникать легко и без мыла.
Когда он вырос приблизительно с полено
и веснушки рассыпались, как рыжики на блюде,
его изящным ударом колена
провели на улицу, чтобы вышел в люди.
Много ль человеку нужно? — Клочок —
небольшие штаны и что-нибудь из хлеба.
Он носом, хорошеньким, как построчный пятачок,
обнюхал приятное газетное небо.
И какой-то обладатель какого-то имени
нежнейший в двери услыхал стук.
И скоро критик из и́мениного вымени
выдоил и брюки, и булку, и галстук.
Легко смотреть ему, обутому и одетому,
молодых искателей изысканные игры
и думать: хорошо — ну, хотя бы этому
потрогать зубенками шальные икры.
Но если просочится в газетной сети
о том, как велик был Пушкин или Дант,
кажется, будто разлагается в газете
громадный и жирный официант.
И когда вы, наконец, в столетний юбилей
продерете глазки в кадильной гари,
имя его первое, голубицы белей,
чисто засияет на поднесенном портсигаре.
Писатели, нас много. Собирайте миллион.
И богадельню критикам построим в Ницце.
Вы думаете — легко им наше белье
ежедневно прополаскивать в газетной странице!
Анализ стихотворения «Гимн критику» Маяковского
Стихи «Гимн критику» Владимира Владимировича Маяковского – едкая сатира на нечистых на руку литературных критиков.
Стихотворение создано летом 1915 года. Поэту исполнилось 22 года, он обосновался в Петрограде, его поэтические выступления часто скандализуют общественность. По жанру – сатира, рифмовка перекрестная, 10 строф. Название предполагает хвалебную песнь, однако содержание стиха сатирично. Лето поэт провел в гостеприимном семействе К. Чуковского, на даче. Между тем, есть основания предполагать, что гимн – шпилька в адрес как раз К. Чуковского, который был не только писателем, но и литературным критиком. Например, первое четверостишие – бесцеремонный намек на обстоятельства рождения К. Чуковского (он был незаконнорожденным), пятая строфа также указывает на факт из бедной юности, когда писатель ходил в уже порядком обветшавших штанах. Да и следующую строфу «из Имениного вымени» можно расценить как намек на его псевдоним, обыгрывающий имя матери. Даже характерный нос К. Чуковского вполне узнаваем. Впрочем, В. Маяковский мог использовать эти штрихи лишь для достоверности собирательного образа типичного критика. В любом случае, дружба дала трещину. Выясняется также, что неуязвимость молодого В. Маяковского от стрел критики была напускной.
Происхождение персонажа пролетарское, описаны этапы его взросления. «Ударом колена»: под зад (идиома). «Способность вникать легко и без мыла» (кстати, в этой строфе омофонная рифма, игра слов): в душу. «Газетное небо»: ирония. Поэт с презрением относится к вторичному труду этой пишущей братии. «Как построчный пятачок»: неплохая сумма. Одно время В. Маяковскому платили за строчку по рублю. Метафора: выдоил булку и галстук. То есть, ловкостью рук и языка добыл себе пропитание. «Потрогать икры»: здесь В. Маяковский описывает критика хоть уже и не шелудивой, но собачонкой. «Жирный официант»: то самое «мурло мещанина», выносящего свои оценки. К концу жизни критик имеет лавры не хуже, чем у тех же поэтов, да и живет он обычно не в пример лучше (во всяком случае, начинающих поэтов). «Разлагается в газете»: ассоциация с несвежей рыбой. «Богадельня в Ницце»: заслуженный отдых для борзописцев. В стихе есть и приличествующий гимну пафос, только вывернутый наизнанку, с издевкой. Сравнения: голубицы белей, как рыжики, вырос с полено (аллюзия на «Пиноккио» К. Коллоди). Эпитеты: изысканные игры, изящным ударом. Идиома: прополаскивать белье (то есть, сплетни, клевета, предвзятость). Перечисления, вопросы, восклицание в финале. Лексика разговорная, местами грубая, интонация ядовитая. Россыпь уничижительных суффиксов в словах: глазки, зубенками, хорошеньким. Парентеза: наконец, кажется, писатели. Инверсия: щебетала мамаша. Упоминаются «наше всё» А. Пушкин и «отец итальянской нации» Данте.
«Гимн критику» В. Маяковского – пестрая зарисовка литературной жизни в России в начале XX века.