Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь —
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков…
И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю» —
То же, что «дышу» или «живу».
И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
Но вспять безумцев не поворотить —
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.
Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что если не любил —
Значит и не жил, и не дышал!
Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься — сколько ни зови,
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви…
Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.
Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!
Анализ стихотворения «Баллада о Любви» Высоцкого
«Баллада о любви» написана Владимиром Семеновичем Высоцким в 1975 году. На примере этого стихотворения можно ярко проиллюстрировать, как поэт воспринимал великое чувство. Сам автор называл такое творчество «театром искренности».
Тема любви в стихотворении
Баллада состоит из 6 шестистиший и 3 четверостиший. Сначала автор затрагивает библейский сюжет всемирного потопа. Высоцкий хочет таким образом подчеркнуть ценность и значимость чувств: неважно в какие времена мы живем, любовь будет всегда. Она приходит сама: ее невозможно выпросить или купить.
Многие стихи Высоцкого написаны от первого лица; в дальнейшем они получат название «песни-монологи». В своих строчках автор умело описывает разные ситуации и персонажей так, как будто бы все эти события он переживал лично. Слиться со своим героем на время и даже стать им — в этом настоящий талант любого творца слова. Многие его произведения носят автобиографичный характер и всегда посвящены одной женщине — жене Марине Влади.
В финале мы попадаем в мир, где нет живых, но для истинных чувств это ничего не значит. Здесь уже даже не любовь, а какая-то «невидимая нить», которая будет связывать людей. Автор дает любви право обратиться к читателям от первого лица.
Художественные средства в стихотворении
Хоть Высоцкий часто и использует слова в переносных значениях, но их легко растолковать. Ведь строчки стихов очень реалистичны: они напрямую обращены к любимой женщине. Поэт всегда стремился жить на максимуме своих возможностей: ему было нужно все сразу или вообще ничего. С этим связан выраженный эгоизм Владимира Семеновича в любовных делах.
В балладе можно найти следующие выразительные средства:
- эпитеты: хрупкие переправы, волшебная нить, узкие перекрестки (часто подчеркивают нежность и незащищенность прекрасного чувства);
- олицетворение: любовь поэт ассоциирует с дыханием; для него это синоним самой жизни;
- сравнение: любовь — это страна (удивительная, волшебная; каждому необходимо здесь побывать); чувства — корабль (и мы сами можем управлять своим счастьем).
Любовь В.С. Высоцкий ценит больше всего на свете. Это чувство для него — целая стихия. Здесь присутствует все: сила и слабость, эгоизм и бескорыстие. Любовь для автора — это не только удовольствие. В первую очередь, такое чувство невозможно сохранить без труда. Любовные отношения всегда сопровождают нотки грусти, но это не делает их хуже.