У Марфы на кухне
Стояло лукошко,
В котором дремала
Домашняя кошка.
Лукошко стояло,
А кошка дремала,
Дремала на дне,
Улыбаясь во сне.
Марфута спросонок
Пошла к леснику
С лукошком,
Где кошка спала на боку.
Марфута не знала,
Что кошка в лукошке
Дремала на дне,
Улыбаясь во сне…
Лесник, насыпая
Малину в лукошко,
С болтливой Марфутой
Отвлекся немножко.
Лесник не заметил,
Что кошка в лукошке
Дремала на дне,
Улыбаясь во сне…
А кошка проснулась
И выгнула спину,
И пробовать стала
Лесную малину.
Никто не заметил,
Что кошка в лукошке
Хихикает тихо
И чмокает лихо!
Лесник
Сковородку с грибами
Приносит,
Марфуту любезно
Позавтракать просит.
Hад ними хихикает
Кошка в лукошке —
В свое удовольствие
Ест продовольствие!
Марфута наелась
Маслятами на год,
А кошка малиновой
Стала от ягод.
Малиновый зверь
Hа малиновых лапах, —
Какой благородный
Малиновый запах!
Подходит Марфута
И видит в лукошке
Улыбку усатой
Малиновой кошки.
— Таких не бывает!-
Марфута сказала.
— Такие бывают! —
Ей кошка сказала
И гордо
Малиновый бант завязала!
Анализ стихотворения «Малиновая кошка» Юнны Мориц
Юнна Петровна Мориц — старейшая советская поэтесса нашего времени. В ее многогранном творчестве нашлось место и детским стихам, среди которых одно из самых известных — «Малиновая кошка».
Стихотворение написано в 1970-х годах. Поэтессе в ту пору было под сорок, позади Литературный институт, руководство которого пыталось исключить ее из рядов своих студентов, годы, когда ей не разрешали публиковаться. Наконец, Ю. Мориц обращается к детской поэзии и получает второе дыхание.
По жанру — юмористическое стихотворение, по размеру — трехстопный хорей со смешанной рифмой, 7 строф. Рифмы открытые и закрытые. Композиция сюжетная. В этом произведении чувствуется что-то от английского лимерика: абсурдность ситуации, участие в ней на равных людей и животных, а в конце — гармония и всеобщее удовольствие всех героев истории.
Сюжет почти детективный: незамеченная кошка в лукошке съедает ягоды, которые хозяйка нагрузила поверх спящего животного. Проснувшись, кошка с аппетитом уплетает малину. Дома пропажа обнаруживается. Но Марфу вовсе не занимают исчезнувшие ягоды, она дивится на ставшую малиновой кошку и авторитетно заявляет, что по науке — «таких не бывает!» Невозмутимая кошка, повязывая бант, удаляется по своим кошачьим делам.
Домашний питомец не просто одушевляется, он приобретает сказочные черты, с ним связано маленькое волшебство во взрослой повседневности. Более того, кошка символизирует в стихотворении мир детства: неунывающий, парадоксальный, с простыми радостями жизни.
Лексика просторечная. Динамизма придают глаголы: выгнула, пробует, чмокает, наелась, спала, отвлекся, не заметил. Многочисленные повторы роднят стихотворение с песней, с фольклором, где этот прием особенно распространен: стояло лукошко, улыбаясь во сне, дремала, хихикает. События происходят симметрично: Марфа ест у Лесника жареные грибы, ее кошка — малину. Хозяйка ест обычную, будничную, человеческую пищу, пушистая проказница обедает ароматной лесной ягодой. При этом она еще и смеется, а в заключительной строфе и вовсе бросает Марфе фразу: такие — бывают! Превратившись в необыкновенную, единственную в своем роде, кошку на малиновых лапах, она сама вяжет себе бант и начинает новую жизнь.
Ю. Мориц — лауреат российских и зарубежных литературных премий, автор книг стихов и прозы, переводчик. Около полувека она творит лучшие образцы современной детской поэзии.