Андрей Дементьев — Все суета: Стих

Роберту Рождественскому

Все суета…
И вечный поиск денег,
И трата их, и сочиненье книг.
Все суета.
Но никуда не денешь
Своей тоски,
Протяжной, словно крик
Не я один живу в такой неволе,
Надеясь на какой-нибудь просвет.
Мы рождены, чтоб сказку сделать
Болью.
Но оказалось, что и сказки нет.

Анализ стихотворения «Все суета» Дементьева

Стихи «Все суета» Андрея Дмитриевича Дементьева посвящены умирающему другу, поэту Р. Рождественскому.

Стихотворение создано в июле 1994 года. Поэту исполнилось 66 лет, не так давно он покинул пост главного редактора журнала «Юность», который занимал больше двадцати лет, он автор многочисленных сборников стихов и популярных песен. По жанру — философская лирика, рифмовка, в целом, перекрестная, есть и тавтологическая, деления на строфы нет. Стихотворение посвящено поэту и другу Р. Рождественскому, который последние годы был тяжело болен. В августе 1994 года его не стало, подвело сердце. Именно с ним А. Дементьев захотел поделиться мыслями о сбывшемся и несбывшемся. Лирический герой – сам автор. Интонация в духе библейской книги Екклесиаста, написанной, по преданию, царем Соломоном. В ее начале звучат те же слова, что и в стихах А. Дементьева. Поэт выражает свою мысль лаконично, жестко. Правила игры в обществе потребления, механизмы успеха в массовой культуре больше не занимают его, он отказывается по ним жить. Поиск денег (естественно, безостановочный процесс), трата их на статусные и прочие вещи – все это больше не является его целью. Он стал смотреть на вещи проще, точнее, в их суть. «Сочиненье книг»: самое драгоценное, сфера его самореализации, дело, которому он отдал десятки лет своей жизни, создавшее ему громкое имя. Герой и ему готов дать трезвую оценку.

Лишенный иллюзий, он видит свою жизнь промелькнувшей, идейную борьбу никому не нужной, обиды нелепыми, книги – изгоями в современных реалиях. Определенно, в этой жизни выше головы не прыгнешь. После подведенной черты, казалось бы, должен начаться новый этап жизни. Однако этого не происходит: «никуда не денешь». Тоску так просто на свалку истории не выбросить. Она, как неразменный рубль, всегда возвращается к своему владельцу. Теперь, когда он перестал ее маскировать бурной деятельностью, тоска предстала во всей своей отвратительной красе. Сравнение «словно крик» дает понять, что душевное состояние героя не статично. С тоской сживаться он не научился. Впрочем, герой понимает, что это чувство ко многим норовит навязаться в спутники жизни. «Неволе»: пленник исчезающего времени, свидетель утрат, игрушка заблуждений. «Какой-нибудь просвет»: неопределенное местоимение подчеркивает уныние героя. Надо отметить, что границы «суеты» у поэта довольно строго очерчены. Он умышленно исключает из нее любовь, дружбу. Ближе к финалу почти издевательски звучит переиначенная известная строка из «Марша авиаторов» П. Германа, сочиненного в 1920-х годах. В советском марше «сказку» делают «былью», то есть, реальностью, частью жизни. Здесь же возникает метафора «сказку сделать болью». Крушения того или иного уровня, содеянные собственными руками. В финале еще более удручающий вывод: сказки нет. Светлое будущее все еще не наступило, гармония и в мире относительна. Остается быть честным с собой и людьми.

Произведение «Все суета» А. Дементьева – попытка переоценки ценностей, решения вечных вопросов.

Добавить комментарий