Артюр Рембо — Офелия: Стих

I

На черной глади вод, где звезды спят беспечно,
Огромной лилией Офелия плывет,
Плывет, закутана фатою подвенечной.
В лесу далеком крик: олень замедлил ход.

По сумрачной реке уже тысячелетье
Плывет Офелия, подобная цветку;
В тысячелетие, безумной, не допеть ей
Свою невнятицу ночному ветерку.

Лобзая грудь ее, фатою прихотливо
Играет бриз, венком ей обрамляя лик.
Плакучая над ней рыдает молча ива.
К мечтательному лбу склоняется тростник.

Не раз пришлось пред ней кувшинкам расступиться.
Порою, разбудив уснувшую ольху,
Она вспугнет гнездо, где встрепенется птица.
Песнь золотых светил звенит над ней, вверху.

II

Офелия, белей и лучезарней снега,
Ты юной умерла, унесена рекой:
Не потому ль, что ветр норвежских гор с разбега
О терпкой вольности шептаться стал с тобой?

Не потому ль, что он, взвевая каждый волос,
Нес в посвисте своем мечтаний дивных сев?
Что услыхала ты самой Природы голос
Во вздохах сумерек и жалобах дерев?

Что голоса морей, как смерти хрип победный,
Разбили грудь тебе, дитя? Что твой жених,
Тот бледный кавалер, тот сумасшедший бедный,
Апрельским утром сел, немой, у ног твоих?

Свобода! Небеса! Любовь! В огне такого
Виденья, хрупкая, ты таяла, как снег;
Оно безмерностью твое глушило слово —
И Бесконечность взор смутила твой навек.

III

И вот Поэт твердит, что ты при звездах ночью
Сбираешь свой букет в волнах, как в цветнике.
И что Офелию он увидал воочью
Огромной лилией, плывущей по реке.

Анализ стихотворения «Офелия» Рембо

Стихотворение написано весной 1870 года. Поэту еще не исполнилось шестнадцать лет. Он живет в маленьком городке Шарлевиль с матерью и сестрами, учится в лицее, где его талант ценит учитель Изамбар. Стихи созданы на основе сочинения в классе на латыни. В мае юный Рембо отослал их для публикации известному поэту Банвилю. Тот на письмо ответил, а стихи не принял. По жанру – романтическая элегия. Лексика возвышенная.

Мальчик, начитавшийся Шекспира, будто переносится в пьесу, и видит «дитя» Офелию (как видел друг Гамлета Горацио, но не спас), оплакивает, и благословляет погибшую от «свободы, небес, любви». Прошло «тысячелетье», а образ кроткой Офелии не забыт в искусстве. «Огромной лилией»: цветком чистоты, невинности и скорби. «Закутана фатою подвенечной»: как несостоявшаяся невеста Гамлета, и как Христова невеста. Рембо точен в деталях. К примеру, называет иву, которая есть и у Шекспира. Упоминает «жениха, сумасшедшего бедного» (Гамлета) у ног Офелии. «Венок» на ее лике, ее безумные песенки. Теперь природа нежит и лелеет прекрасную девушку. Больше никто не причинит ей боль. Она обрела покой. Жаль, что в смерти, а не жизни. Офелия для Рембо – символ бессмертия красоты, любви, юности, чистоты, кротости, поэзии.

Стихотворение переполнено выразительными средствами. Описание пейзажа с россыпью названий трав, деревьев, зверей и птиц. Создание движения в стихе. Эпитеты: сумрачной реке, мечтательному лбу, золотых светил. Олицетворения: звезды спят, рыдает ива, ветр шептаться стал, природы голос. Метафоры: лилией плывет, в огне виденья. Сравнения: подобная цветку, голоса морей, как хрип, в волнах, как в цветнике. Оксюморон: рыдает молча. Анафора: не потому ль. Перечисления, повторы, словечки с уменьшительно-ласкательным суффиксом (ветерку), звукопись, восклицания, вопросы.

Произведение «Офелия» – юношеские размышления Рембо над вечными вопросами, немеркнущим образом шекспировской героини.

Добавить комментарий