Борис Пастернак — Золотая осень: Стих

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Анализ стихотворения «Золотая осень» Пастернака

В поздний период творчества Б. Пастернак от сложных для восприятия произведений переходит к стихотворениям, написанным простым и доступным языком. К чистой пейзажной лирике относится стихотворение «Золотая осень» (1956 г.).

Начиная с Пушкина, многие русские поэты с восторгом описывали красоту русской осени, особенно последний теплый период — «бабье лето». Пастернак не стал исключением, испытывая точно такие же чувства к «золотой поре». Эпитет «золотой», заложенный уже в названии, и его различные склонения поэт использует на протяжении всего стихотворения («позолота», «золоченые»). Он точнее всего передает цвет, в который окрашиваются леса в период увядания.

Осенний лес в сознании Пастернака представляется огромным собранием выставочных залов с невероятно богатым количеством экспонатов. Прогулка по этим залам никогда не может наскучить. Восторженному посетителю на каждом шагу будут открываться все новые и новые шедевры: «липы обруч золотой», «лик березы — под фатой». Сказочный лес преображает окружающий мир. Вместо черной земли под ногами расстилается толстый ковер опавшей листвы, образующей неповторимые узоры. Творение человеческих рук — одиноко стоящие флигеля благодаря обступающим кленам получают золотое обрамление.

Лес живет своей жизнью, в которой господствует любовь. Предчувствуя долгий зимний сон, деревья стремятся последние мгновенья провести поближе друг к другу: «на заре стоят попарно». «След янтарный», оставляемый на коре заходящим солнцем, символизирует слезы деревьев, которым предстоит скорая разлука.

Многие поэты отмечали, что осенний лес находится в состоянии хрупкого оцепенения. Вместе с умолкнувшими звуками словно замирает время. Любое движение в абсолютной тишине громко разнесется по всем окрестностям. У Пастернака это явление выражено в «бушевании» листвы под ногами.

Завершается стихотворение очень красивым поэтическим сравнением. Огромная осенняя сокровищница, собрание «старых книг, одежд, оружья» очень скоро закроет двери для посетителей. Наступает время передать ключи строгому сторожу — зиме. Уже начались первые приготовления к этой передаче: «сокровищ каталог перелистывает стужа».

Стихотворение «Золотая осень» — достойный вклад Пастернака в копилку отечественной пейзажной лирики.

Добавить комментарий