Борис Заходер — Птичья школа: Стих

На старой липе во дворе
Большое оживление.
Повесил кто-то на заре
Такое объявление:
«Открыта школа для птенцов!
Занятия — с пяти часов.
Здесь можно даже летом
Учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра
Слетелась птичья детвора:
Воробушки, галчата,
Чижи,
Стрижи,
Щеглята,
Сороки, воронята,
Синицы и скворцы.

Щебечут и смеются,
Пищат, галдят, клюются,
Толкаются, дерутся…
Что сделаешь —
Птенцы!

Но вот влетел учитель в класс,
И суматоха улеглась.
Сидит смирнее голубей
На ветках молодежь.
Учитель — Старый Воробей,
Его не проведешь!
Он справедлив, но очень строг.
— Итак, друзья, начнем урок!

У нас
По расписанию
Сейчас
Чистописание. —
Воробушки и галочки
Сидят, выводят палочки…

— Второй урок — родной язык.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением
Любимых детских книжек.
Читаем с выражением
Поэму «Чижик-Пыжик».

К доске пойдет, допустим, Чиж…
Ну, что же ты, дружок, молчишь?
— «Чижик-Пыжик! Где ты был?»
А как дальше, я забыл…

Но тут звонок раздался.
— Попрыгайте пока.
А кто проголодался,
Заморит червячка!

— Теперь естествознание.
Запишем два задания:
«Где собирают крошки»
И «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение
Сегодня будет пение.
Все, даже желторотые,
Поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик
Отдельно на картинке:
Он спел три раза «чик-чирик»
Почти что без запинки!

А вот на этой ветке
Проставлены отметки.
У всех пятерки.
Молодцы!
Летите по домам, птенцы!

Анализ стихотворения «Птичья школа» Заходера

Произведение «Птичья школа» Бориса Владимировича Заходера – веселая фантазия на тему учебы в начальной школе.

Стихотворение создано не позднее 1970 года. Автору его в этот момент за пятьдесят, он довольно давно пишет для детей, имеет солидный багаж изданных книг. Занимается также переводами, несколько его стихотворений стали мультфильмами. В жанровом отношении – страница из жизни птичьей страны. Структура стихотворения неоднородна. Придуманный поэтом мир имеет вполне реалистичные черты. Скажем, начинается стихотворение с прозаического объявления о наборе учеников в классы. Другое дело, что занятия здесь – аж с 5 утра (ранние пташки!), да еще и без каникул. И, несмотря на такие условия, от желающих нет отбоя. Во второй строфе перечислительная градация с уменьшительными суффиксами: воробушки, щеглята. Третья строфа – новая амплификация, построенная на динамичных глаголах: щебечут, галдят, дерутся. Здесь уже прямая аналогия с ребятишками. «Влетел учитель в класс»: пример игры слов, живо опознаваемой детьми. Уместен и прямой, и иносказательный смысл, строка опять относится как к людям, так и к птицам. «Смирнее голубей»: забавное сравнение птиц с птицами же. «Старый Воробей»: обыгрывание идиомы «стреляный воробей». После чистописания, столь необходимого, должно быть, воронятам, начинается следующее занятие. Остроумно подаются правила собственно русского языка, где слово не всегда пишется так, как слышится. На уроке литературы Чижа вызывают читать наизусть поэму «Чижик-Пыжик». Действительно, лучший кандидат для ее декламации. Впрочем, это вовсе не поэма, да и Чиж запамятовал слова. Нерадивого ученика спас звонок с урока. «Заморит червячка»: вновь поговорка прямиком из устного народного творчества. Здесь она обретает свой прямой смысл, ведь черви в самом деле часть птичьего рациона. Заключительное занятие, естественно, пение. Есть и доска почета на той же «старой липе», и даже классный журнал с оценками. «Молодцы!»: завершает поэт свое произведение. Пока все, даже желторотые, учатся на одни пятерки. «Летите по домам, птенцы!» — обращение опять адресовано детям. Эпитеты простые, их немного: большою, любимых. Есть звукоподражание. Инверсия: проставлены отметки.

«Птичья школа» — хрестоматийный пример детской поэзии Б. Заходера, построенной на смысловой игре.

Добавить комментарий