Эмма Мошковская — Какие бывают подарки: Стих

В подарок
Можно дудеть.
Подарок
Можно надеть.
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится:
Можно подарок съесть,
Золотая бумажка останется.
Подарок
Может взлететь.
В клетке сидеть
И петь.
Подарок
Может ползти.
Плыть.
Плавниками грести.
Но каждый, наверное, хочет
Подарок,
Который ходит!
Который хвостом виляет!
И лает…
Каждый желает!

Анализ стихотворения «Какие бывают подарки» Мошковской

В стихах «Какие бывают подарки» Эммы Эфраимовны Мошковской лирический герой вздыхает о четвероногом друге.

Стихотворение написано не позднее 1966 года. Поэтессе исполнилось сорок лет, она не так давно обратилась к детской литературе, стала членом Союза писателей, приобрела определенный вес в литературных кругах. В жанровом отношении – фантазия, мечта, рифмовка, в целом, перекрестная, деления на строфы нет, зато есть особое ритмическое расположение текста. Ребенок (и, кажется, что это все-таки мальчишка), со знанием дела распределяет подарки на категории. Первыми на ум приходят дудки, горны, трубы, свистульки. Те самые, что своей оглушительностью и создают праздничное настроение, особенно у родителей. «Можно надеть»: костюм сказочного героя или карнавальную маску. «Мне шоколадка нравится»: бесхитростное признание сладкоежки. В те годы советские дети ели шоколад «Аленка», «Золотой ярлык» и даже «Гвардейский». Фольга, разумеется, шла в коллекцию оберток и фантиков. «Может взлететь»: как вертолетик ленинградской фабрики «Юность», так и птичка с Птичьего рынка. «В клетке петь»: например, кенар. «Ползти»: аквариумная улитка. «Плавниками грести»: золотые рыбки. В те годы советская аквариумистика переживала бум, в городах открывались клубы для любителей экзотических рыбок, проводились выставки, издавался специальный журнал. Умоляющие, чуть застенчивые восклицания о самом сокровенном, заветном желании раздаются только ближе к финалу. «Который хвостом виляет»: конечно же, веселый щенок, ведь с ним некогда скучать ни дома, ни на улице. Настоящая собака, которую герой сам возьмется обучить всем командам. Он даже обязуется ее выгуливать, сколько потребуется. «Каждый хочет»: в кругу друзей многие мечтают просыпаться под заливистый лай или нетерпеливый стук хвостика по полу. Интонация деловитая, просительная к концу. Анафоры, перечисление, имитация детской речи, хода рассуждений. Уменьшительные суффиксы, типичные для детской речи: бумажка, шоколадка. Глагольность (в том числе, выразительное «дудеть»). Словесная игра с читателями, подобие загадок, которые поэтесса предлагает ему отгадать. Минимум эпитетов (всего два), как и должно быть в детских стихах, где главные – всегда глаголы, динамика. Эти стихи – своеобразное занятие по развитию речи, памяти, мышления, логики, знакомство с разнообразием подарков. Часть из них – нестареющие, интересные и современным детям.

Произведение «Какие бывают подарки» Э. Мошковской было опубликовано на страницах журнала «Семья и школа».

Добавить комментарий