Иосиф Бродский — Сонет: Стих

Переживи всех.
Переживи вновь,
словно они — снег,
пляшущий снег снов.

Переживи углы.
Переживи углом.
Перевяжи узлы
между добром и злом.

Но переживи миг.
И переживи век.
Переживи крик.
Переживи смех.

Переживи стих.

Переживи всех.

Анализ стихотворения «Сонет» Бродского

Произведение «Сонет» Иосифа Александровича Бродского – почти заклинание быть сильным, все вынести, выжить.

Стихотворение создано примерно в 1962 году. Поэт молод, встретил свою любовь М. Басманову, уже приобрел известность (для советских властей – скандальную), заводит литературные знакомства. Он также дебютировал в печати, отдав одно стихотворение в детский журнал. «Сонет» можно назвать во многом пророческим произведением. Спустя всего лишь пару лет поэт столкнется с судебным преследованием, шельмованием, принудительной психиатрической экспертизой, а затем – и вынужденной эмиграцией. Собственно, сонет – форма лирического стихотворения, ставшая классической в 14 веке. Состоит из четырнадцати строк, с особой системой строфики и рифмовки. В русском стихосложении впервые применен В. Тредиаковским. В жанровом отношении – заклятье и крик о помощи одновременно, рифмовка перекрестная, в финале – типичный сонетный замок, вывод. В этот период поэт все чаще обращается к свободному стиху, неклассическим размерам. Интонация требовательная, в повелительном наклонении. Ее внешняя безэмоциональность сочетается с внутренним напряжением. Стихи переполняют лексические повторы, чеканность которых создана в том числе звукописью. Обращений нет, себя автор также явно не обозначает. Адресуется он не столько к конкретному человеку, а ко всем, кто находится в трудном положении. Более того, и к самому себе. Если нужно – «переживи вновь». Есть беды циклические, накатывающие, как волны, раз за разом. Как «пляшущий снег», который, растаяв, возвращается следующей зимой. «Снег снов»: метафора и пример аллитерации. В сущности, удары судьбы – часть фантасмагории жизни, туман, который то сгущается, то рассеивается. Второе четверостишие открывает та же анафора. «Углы»: нет своего дома, или же он стал углом, чтобы просто провести ночь. «Углом»: не сдавайся, не теряй себя, ершись, будь острым, если ты таков. «Узлы между добром и злом»: чтобы одно не перетекало в другое, ясно различать грань. «Миг и век»: по сути, это одно и то же. «Крик и смех»: брань и насмешки. За то, что ты другой, не вписываешься в рамки. «Стих»: обращение к собрату-литератору. Финал завершается первой строкой. Возвратность строк – черта сонетной формы.

В ранней лирике И. Бродского звучит мотив сопротивления, душевного противостояния, борьбы за свою идентичность.

Добавить комментарий