Иван Бунин — Мы рядом шли: Стих

Мы рядом шли, но на меня
Уже взглянуть ты не решалась,
И в ветре мартовского дня
Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака
Сквозь сад, где падали капели,
Бледна была твоя щека
И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст
Я избегал касаться взглядом,
И был еще блаженно пуст
Тот дивный мир, где шли мы рядом.

Анализ стихотворения «Мы рядом шли» Бунина

Стихи «Мы рядом шли» Ивана Алексеевича Бунина – романтическая зарисовка о зарождающемся большом чувстве.

Стихотворение написано в сентябре 1917 года в усадьбе в Глотове. Той самой, в которой писатель годами проводил летние месяцы. Впрочем, на этот раз он вместе с женой и своими близкими был здесь в последний раз. Одна революция уже произошла, другая стремительно надвигалась. Погода была чисто осенняя, ветреная, ночи стояли ясные. Поэт избегает злободневных политических тем, пишет на вечные. Впрочем, автор в стихе описывает не настоящее, а прошлое. Кто же его героиня? Судя по этой детали: «глаза синели» стихотворение посвящено его спутнице жизни переводчице В. Муромцевой. По воспоминаниям современников у нее как раз и были голубые (или синие) глаза. Встретились они на одном писательском вечере. В марте судьба их отношений еще решалась, а в апреле они уже отправились в свое первое совместное путешествие на Восток. В жанровом отношении – любовная лирика, 3 строфы с перекрестной рифмовкой. Первую строфу открывает красноречивое местоимение «мы». Лирические герои уже любят друг друга, хотя признание еще не прозвучало. Сладкая робость овладела этой парой. Она не смеет встретиться с ним взглядом, он с трудом ведет непринужденную беседу. «Белели стужей»: март был неприветливый, с ветром. Поэт несколькими штрихами создает воздушный, тончайший образ любимой: бледность, синь опущенных глаз, полураскрытые уста. «Был еще блаженно пуст»: перед тем, как заиграть всеми красками радуги, наполниться музыкой обретенного героями счастья. Романтика стиха земная, узнаваемая практически каждым из читателей. Лексика возвышенная, интонация трепетная, нежная, благоговейная. Восклицания здесь не нужны. Композицию стиха можно назвать кольцевой: мотивы первого четверостишия обыгрываются в финале. Детали пейзажа (ветре мартовского дня, падали капели, белели стужей, сквозь сад, облака). Внешний и психологический портрет героев. Ощущение прогулки, прозрачности воздуха, непроизнесенных слов. Сравнение (как цветы). Повторы слов, прием параллелизма, симметрии реакций. Инверсия (шли мы, белели облака). Эпитеты (пустая речь, дивный мир). Анафора (уже). Метафоричность (речь терялась, уст касаться взглядом). Звукопись и цветопись.

Произведение «Мы рядом шли» И. Бунина адресовано его верной спутнице жизни В. Муромцевой.

Добавить комментарий