Сергей Михалков — Фома: Стих

В одном переулке
Стояли дома.
В одном из домов
Жил упрямый Фома.

Ни дома, ни в школе,
Нигде, никому —
Не верил
Упрямый Фома
Ничему.

На улицах слякоть,
И дождик,
И град.
«Наденьте калоши»,-
Ему говорят.

«Неправда,-
Не верит Фома,-
Это ложь…»
И прямо по лужам
Идет без калош.

Мороз.
Надевают ребята коньки.
Прохожие подняли воротники.
Фоме говорят:
«Наступила зима».
В трусах
На прогулку выходит Фома.

Идет в зоопарке
С экскурсией он.
«Смотрите,- ему говорят,-
Это слон».
И снова не верит Фома:
«Это ложь.
Совсем этот слон
На слона не похож».

Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес
Африканское солнце печет,
Река под названием Конго
Течет.

Подходит к реке
Пионерский отряд.
Ребята Фоме
У реки говорят:

«Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма».
«Неправда»,-
Друзьям отвечает Фома.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Упрямец плывет
По опасной реке.

Близка
Аллигатора хищная
Пасть.
«Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!»

Но слышен ребятам
Знакомый ответ:
«Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!»

Уже крокодил
У Фомы за спиной,
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой;
Из пасти у зверя
Торчит голова.
До берега
Ветер доносит слова:
«Непра…
Я не ве…»
Аллигатор вздохнул
И, сытый,
В зеленую воду нырнул.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывет
По опасной реке.

Проснулся Фома,
Ничего не поймет,
Трусы и рубашку
Со стула берет.

Фома удивлен,
Фома возмущен:
«Неправда, товарищи,
Это не сон!»

Ребята,
Найдите такого Фому
И эти стихи
Прочитайте ему.

Анализ стихотворения «Фома» Михалкова

Сергей Михалков — автор, который пишет для детей веселые, но в то же время поучительные стихотворения. Он умеет преподносить слова так, чтобы у него получались мудрые произведения.

Произведение С.В. Михалкова «Фома» написано в виде небольшой пьесы, которая построена в форме диалога. Главный герой стихотворения — школьник Фома, очень упрямый и недоверчивый мальчик. Он не верит в то, что говорят ему взрослые, при этом поступает вопреки здравому смыслу.

Взрослые говорят Фоме надеть галоши, т.к. на улице начался дождь. Однако мальчик гуляет по лужам, утверждая, что на улице нет дождя. После этого он выходит зимой в одних трусах, несмотря на то, что ударили морозы. Когда мальчику на экскурсии показывают слона, он не желает этого признавать и доказывает всем, что перед ним другое животное.

Его упрямство и недоверие сохраняется даже во сне. Ночью мальчику снится страшный сон, в котором он со своими одноклассниками отправляется в Африку. Увидев реку, Фома бежит купаться, не слушая предупреждения ребят о том, что в воде водятся крокодилы. Школьника съедает аллигатор, но после пробуждения он не верит, что это был сон.

Читателям кажется, что мальчик неисправим, но все же он предстает перед ними не злым, а веселым человеком. Главный смысл произведения заключается в том, что недоверчивость и упрямство негативно сказываются на жизни человека. Михалков призывает читателей взглянуть на себя со стороны. Автор подчеркивает безумный характер Фомы, указывая на крайность его поступков. Например, если бы школьник был слишком доверчив, то это также не пошло бы ему на пользу. Чтобы получить желаемый результат и добиться истины, человеку следует найти «золотую середину» в своем поведении и не впадать в крайности.

Автор призывает детей и подростков всегда слушать старших и доверять им. В стихотворении появлялись персонажи, которые предупреждали Фому об опасности. В нашей жизни встречаются много неравнодушных людей, которые всегда поймут и придут на помощь в трудной ситуации. Людям, похожими на Фому, автор советует отказаться от упрямства и научиться доверять людям.

Стихотворение написано живым языком и легко запоминается. Еще одной интересной особенностью является изобразительность. Как только читатель произносит вслух первые строки, он сразу же представляет перед собой яркую картину происходящего, как будто наблюдаешь за игрой героев на сцене.

Добавить комментарий